Найти в Дзене

Особенности стоек в карате. Путь от высоких стоек к низким.

Если посмотреть на старые фото мастеров 20 века или раньше, то мы увидим, как все мастера делают кихон, находясь в достаточно высоких, комфортных стойках. Окинавское карате тех лет кардинально отличалось от соверменного пускай и традиционного карате. Многие мои коллеги считают, что понижение стоек - путь деградации карате, ведь родоначальники карате делали совсем не так.

На самом деле, карате никогда не было неподвижным. Оно всегда менялось и я считаю, что в сторону прогресса, а не деградации. Основатель стиля шотокан Гитин Фунакоси действительно на всех фото стоит в высоких стойках, но если почитать биографии и рукописи его учеников, то выясниться, что их он учил по-другому.

Сенсей Канадзава, например, тоже пытался повторять своего учителя выполнял ката и кихон в более свободных стойках, за что в итоге получил "нагоняй" от учителя. Дело в том, что Фунакоси понял, насколько важны низкие стойки для развивающегося каратеки. Именно с точки зрения атлетической, силовой подготовки. В низких стойках хорошо прорабатывается выносливость, сила ног, чувствуется нагрузка, смещение центра тяжести при смене стоек. Кроме того, развивается хорошая гибкость (это тема отдельной статьи).

Низкие стойки - стойки мастеров. Ученикам полезнее делать кихон в низких, академически стойках. Это не значит что реальный бой или спарринг, каратека должен делать в низкой киба дачи или дзенкуцу дачи, нет. В бою вы будете стоять и двигать наиболее комфортным для вас способом. Но вот на тренировке нужно всячески усложнить процесс.

Поэтому сначала ученик просто учит формы стоек, учится перемещаться во всех классических боевых стойках карате - киба дачи, кокуцу дачи, дзенкуцу дачи и фудо дачи. Затем, процесс усложняется, добавляются дополнительные требования - работа тазобедренного сустава, перемещения по центральной оси, увеличивается глубина стойки и монолитность.

Все это применяется во всех видах кихона, ката и кумите (кроме дзю кумите). В свободном спарринге разрешается свободная боевая стойка дзю дачи, в которой и ведутся все поединки. А классические стойки нужны для развития правильной техники, силы и координации.

-2