Кто из ныне живущих сограждан не помнит веселую музыкальную комедию Евгения Татарского? О русско-американско-советском пареньке, решившим стать фермером в эпоху коллективизации.
Я первый раз посмотрел эту картину еще на срочной службе в РККА, называемую в ту пору Советской. Две серии из трех. Досматривал уже на "гражданке".
Время от времени пересматриваю ибо... Персонаж Александра Кузнецова очень импонирует. Как и Яшка кормлюсь "от земли": с голоду не помер, богатств не нажил. В фильме, который нравится, всякий раз найдешь новый забавный момент, какой-то режиссерский ход, аллюзию. Чего стоит хотя бы чарльстон втроем с оглоблей?
Кто бы узнал в тогдашнем рыжем Николке Чурасове нынешнего лысенького Юрия Гальцева?
О том, что такой задорный сюжет базируется на малоизвестном литературном источнике узнал случайно. Вглядывался в титры. Автором литературного исходника является практически забытый ныне детский писатель 20-30-х гг. Николай Смирнов. Обычно книга всегда полней и содержательней фильма, "снятого по мотивам". И здесь не нашлось исключений. В фильм вошло примерно треть от литературной повести. В последней подробно рассказано и о том, как Яшка попал в Америку, прижился там, нашел надежного друга (Чарли Ифкина), выправил себе документ - Джек Осмеркинг. А также о том, что осталось за последним кадром фильма. А осталось немало. Нет цели пересказывать весь сюжет. Остановлюсь на эпизодах.
У Джека и Чарли в Америке была идея-фикс - заработать доллариев и заделаться фермерами. А пока долларии копятся, остается пахать на тех, у кого ферма уже есть. Такой тип сезонных с/х рабочих был очень распространен в Америке конца 19- начала 20 века. Это т.н. "хобо".
Долларии в достаточном количестве все никак не копились. То Яшка вышибет зуб и друзья потратятся на золотую фиксу. То Чарли залетит на больничку и приходится оплачивать счета за мед-услуги. В итоге, Яшку "контрабасом" отправили в Советскую Россию. А Чарли должен был потом подтянуться, как только Яшка обзаведется землей, кою советская власть щедро откусала всем трудящимся.
Бизнес-проект с сигарным табаком.
По фильму Яшка вчистую прогорел. А по книге Яшка просто не вышел на заданные финансовые показатели. Планировал выручить с табака около 5000 рублей. В итоге, после "агрессивных переговоров" с угрозой вырвать клещами золотой зуб, Пал Палыч Скороходов списал ему долг и выплатил "всего" 1000. Чтобы понять покупательную способность той советской "тыщи" приведу цитату:
— Яша, — сказала мать дрожащим голосом, — сколько же он, ирод, тебе за табак заплатил?
Джек сел на лавку и тяжело вздохнул.
— Да что, мать, прижал он меня. Надо бы нам было мерина в засуху продать… Эх!
— Сколько же, Яша, он заплатил?
— Тысячу рублей.
— Сто червяков?
— Да, пятьсот долларов.
— Яшенька!.. — Пелагея перекрестилась. — Покажи деньги.
Джек положил на стол толстую пачку грязных кредиток.
— Вот… Не все еще получил…
— Яшенька! — закричала мать неистово. — Светик мой ясный! Ведь это же выходит — мы можем теперь и телку выкупить. Катька, кланяйся брату в ноги. Теперь замуж тебя отдадим по-человечески.
И Пелагея вместе с Катькой повалились перед Джеком на пол
Это за сезон! При том, что в Штатах Яшка с Чарли больше 300 в руках не держали. Как потратил?
...почти сто рублей пришлось истратить на покупку хлеба. Этот хлеб, полученный, как казалось Пелагее, без всякого труда, удивил старуху не меньше денег. Когда его ссыпали в амбар, она все время ахала и дивилась, что вот не сеяли хлеба в этом году, а сделали такой большой запас. Чтоб спокойнее было, Пелагея заперла амбар на новый замок и несколько раз в ночь выходила посмотреть, не крадет ли кто хлеб. Ей казалось, что так легко полученная пшеница может легко и уплыть. Пелагея считала чудесами и все остальное, что происходило у них на дворе. Джек купил на ярмарке в Чижах за сто двадцать рублей хорошую серую корову и подарил ее матери взамен проданной когда-то телки.
Т.е. за 10% от выручки с табака Джек мог обеспечить хлебом семью на год и впридачу купить 7 коров. Недурно! Будь автором какой-нибудь американский писатель нас бы ждала далее "история успеха". 7 коров - 140 литров молока ежедневно - поставка мол-продуктов в город и "растущий в банке счет". Но писатель-то у нас советский. И повествование о том, как разбогатеть в условиях начинающейся коллективизации, понятно, перед ним не стоит. Вместо этого сову Яшку начинают натягивать на глобус перевоспитывать. Как "классовое сознание медленно, но верно проникает в душу бедняка" (с). А бедняки-коммунары нахватали земли, но показать мастер-класс по пахоте отнюдь не горят. То ли дело ходить в разгар страды с оркестром и басить в трубы: "Даешь! Даешь! Наше коммунарское "Даешь"".
В общем, и у фильма, и у книги на мой взгляд финал трагичный. В книге даже кто-то из главных героев погиб (был застрелен). Рассказывать не буду. Читайте книгу - источник знаний.