Как купить тур он-лайн дешевле
Музей русского искусства в Рамат-Гане невелик. Коллекция его включает в себя несколько десятков произведений мастеров Серебряного века: Валентина Серова, Леона Бакста, Александра Бенуа, Натальи Гончаровой, Максимилиана Волошина. Всемирную славу, как ни странно, музей приобрёл, утратив жемчужину своей коллекции.
Здешнее собрание - личная коллекция Марии и Михаила Цетлиных, видных деятелей русской культуры XX века. Участники революции 1905 года, издатели и литераторы, они бежали от большевиков и стали одним из центров эмигрантской культурной жизни. На их парижских литературно-музыкальных вечерах бывал весь цвет русской эмиграции - Иван Бунин, Сергей Дягилев, Марк Алданов, Игорь Стравинский, Александр Керенский. Состоятельный наследник чайной империи Высоцких, Михаил Цетлин материально поддерживал бедствовавших русских беженцев.
Из Франции, спасаясь от нацистов, семья перебрались в США. В 1945 году Мария Цетлина овдовела. В конце пятидесятых годов она приняла решение передать в дар Израилю бесценную семейную коллекцию: 95 картин, включая прекрасный портрет хозяйки дома кисти Валентина Серова, а также книги, письма, документы. Это решение единодушно поддержали и дети Цетлиных.
Книги и письма приняла Национальная библиотека в Иерусалиме. Но для собрания картин требовалось специальное помещение, подходящего в молодом государстве не нашлось. Проблема вроде бы решилась, когда мэр Рамат-Гана Авраам Криница пообещал Цетлиной выделить для коллекции помещение в будущем городском музее. В 1959 году коллекция прибыла в Израиль, но попала не в музей, а на склад удобрений и инструментов в парке Леуми. Музей же открылся только в 1996 году, к этому времени собрание было частично расхищено, частично погибло. Сейчас в нём - около 80 произведений. Но самого яркого из них, знаменитого серовского «Портрета Марии Цетлиной», написанного в 1910 году, с недавнего времени тут нет.
В 2014 году портрет ушёл с молотка на лондонском аукционе Кристис за 14,5 миллиона долларов - эта цифра считается рекордом для произведений русской живописи. Неожиданная продажа шедевра вызвала возмущение израильской общественности, акциями протеста пытавшейся остановить чиновников. Муниципалитет Рамат-Гана заявил, что вынужден пойти на этот шаг, дабы получить средства на строительство нового здания музея. Скандальная сделка состоялась. Приобретатель портрета неизвестен.
Из восьми десятков сохранившихся экспонатов в музее выставлены всего пятнадцать, причём, как считается, не самых ценных. Это акварель, графика, театральный дизайн. Увидеть портрет красавицы Марии Цетлиной, прелестью которой Валентин Серов был очарован в парижском ресторане на улице Дюфо, здесь уже невозможно. Мастер писал его в Биаррице и прожил после этого всего год, отправив Марии двенадцать писем. Проникновенное полотно было высоко оценено критиками. В 2003 году портрет в составе рамат-ганской коллекции выставлялся в Третьяковской галерее. В самом же музее русского искусства о нём сохранилась только память.