Найти тему
Isaeva Tatyana

Музей филимоновской игрушки в Одоеве

Как купить тур он-лайн дешевле

Музей филимоновской игрушки в Одоеве за всю историю существования промысла является первым. Его основная цель – собрать и сохранить материалы по истории возникновения и развития промысла, познакомить людей с этим народным промыслом и его создателями и привлечь к нему внимание, увеличив тем самым спрос на саму игрушку. Только так можно будет сохранять и развивать промысел и дальше.

Возраст игрушки из Филимоново довольно условный. По утверждению специалистов, искусство лепки и росписи глиняной потешки в Одоевские края пришло из эпохи верхнего палеолита. Во время раскопок Снедковского и Жемчужниковского курганов, городищ в Одоеве были найдены черепки гончарных изделий, которые относились к 9-11 вв. с изображением знаков и рисунков, которыми традиционно расписывается филимоновская игрушка.

По преданию деревню Филимоново назвали по имени деда Филимона – богомаза, мастера гончарных дел, игрушечника. В середине 19 в. промысел был известен за пределами Одоевского уезда. Большая часть жителей деревни получала доход за счет гончарного промысла. Мужчины делали посуду, а женщины занимались игрушками-свистульками. За это окрестные жители звали последних «свистуличницами».

В начале 20 в. производство филимоновской игрушки сильно сократилось – в деревне оставалось лишь несколько мастериц, не бросивших свое ремесло. В 1950-х гг. производство игрушки заметно оживилось. Общественный интерес к народному искусству привел к возрождению игрушечного промысла в Филимонове. <p>Но настоящее возрождение древней традиции пришлось на середину 1980-х гг. В это время, благодаря усилиям Денисова Николая Васильевича, в Одоевском районе сформировалась творческая группа, которая объединила потомков мастериц Филимонова и выпускников Абрамцевского художественного училища. В 1986 г. в коллективе трудились старейшие мастерицы, которые передавали молодым художникам секреты своего мастерства.

Традиционный набор сюжетов филимоновской игрушки представлен барыней, всадником, конем, оленями и другими. Общей чертой филимоновской игрушки являются вытянутые пропорции. Игрушка традиционно изготавливается из местной чёрно-синей глины – «синики», обладающей прекрасными пластическими свойствами и встречающейся только рядом с Филимоново. При обжиге эта глина приобретает белый цвет. На ее поверхность анилиновыми красками наносится цветная роспись. Игрушки получаются весёлыми и яркими. Основные цвета палитры для росписи игрушки – жёлтый, малиновый, зелёный. По форме игрушки бегут цветные полоски, чередующиеся с более сложными узорами: «звездочками», «елочками», «ягодками», «солнышками». Филимоновская игрушка поражает своей простотой и вместе с тем изяществом форм, выразительностью и красотой орнамента.

<br> Музей филимоновской игрушки помогает прикоснуться к удивительному миру этого промысла, узнать об его истории.

Сегодня игрушка стала самостоятельным произведением скульптуры. Ее можно встретить в музеях народного искусства, на художественных выставках, в экспозициях краеведческих музеев. Филимоновкая игрушка представлена в Русском музее в Петербурге, в Музее игрушки в Сергиевом Посаде и других.

Современная свистулька стала еще ярче, больше, наряднее. Наряду с традиционными всадниками, барынями, животными появились сложные групповые композиции.

В музее представлено много игрушек, но среди них нет одинаковых. Каждая обладает своим настроением, «внутренним голосом» и характером. Здесь можно увидеть и статных барынь с птицами под мышкой и детьми, и горделивых коней, и важных всадников, и задорных петушков, и длинноногих солдат, и танцующие пары, и птички, и разнообразные зверушки, и все – в желто-малиново-зеленую полоску.

Для того чтобы дать посетителям музея общее представление об искусстве русской игрушки в музее представлены другие народные игрушки: хлудневская воронежская, романовская, кожлянская, суджанская, скопинская, копии с греческих игрушек 1400 – 1100 гг. до н. э. В музее также можно познакомиться с уникальными фото и архивными материалами о прежних и нынешних мастерах. Музейные композиции удачно дополняются настоящими предметами крестьянского быта. В музее, кроме готовых игрушек, можно посмотреть и даже попробовать самому поучаствовать в процессе изготовления игрушки.