Найти тему
Адекватная мама

Как и зачем учить детей проигрывать? Делюсь своим опытом

Оглавление

Сразу предупреждаю, будет много букв, немного теории и много пользы лично от меня

Проигрывать надо уметь! К сожалению, этим навыком обладает далеко не каждый взрослый...
Проигрывать надо уметь! К сожалению, этим навыком обладает далеко не каждый взрослый...

Скажите честно, вы расстраивались в детстве из-за проигрышей? Я - да! И дочь моя, вполне ожидаемо, тоже.

Теория. Почему же дети не умеют проигрывать?

Чаще всего проблемы острой реакции на поражения возникает в семьях с единственным ребенком (это вот про наш случай 🙋‍♀️). Тут всё в принципе очевидно: единственный ребенок, любят все только его, весь мир вертится только вокруг него. Это нормальная и адекватная позиция для дошкольников.

Даже если вы не боготворите ребенка, эгоцентризм неизбежен. И тут вдруг какая-то игра не поддается этому центру вселенной и ведет себя как хочет! 👿 Как тут не расстроиться?!

Фото: psy-files.ru
Фото: psy-files.ru

Также острее всего этот вопрос стоит ориентировочно в возрасте от 4 до 8 лет. Особенности развития детской психики таковы, что эмоция заполняет их целиком. Если поражение, то такое, словно одним махом потеряна вся жизнь.

Это взрослый человек (и то, далеко не каждый 🤔) может адекватно перенести поражение в игре и переключить своё внимание на что-то другое, позитивное. Или найти пресловутое “ЗАТО” в своем поражении, увидеть опыт, полученный в процессе игры. Может даже получить удовольствие, ведь самый смак от процесса игры, а не только ее финала.

Но то взрослый, устоявшаяся личность с целостной нервной системой и устойчивыми нейронными связями. А теперь возьмите ребенка, который порой даже не осознает, что плачет и капризничает просто от того, что хочет спать уже.

Еще одна особенность - мы, взрослые, сами в собственной жизни акцентируем внимание на успехе и результате. Нам всем из всех щелей толдычат что? Что мы должны быть успешными, должны добиться результата, быть лучшими версиями себя! И то же мы транслируем детям - важен финал, цель, а не путь их достижения.

Поражение - есть благо?

Как ни удивительно, но да! Именно с помощью поражения мы повышаем адаптивность ребенка к реальной действительности, стрессовым ситуациям и здоровой конкуренции.

Справляясь со своими переживаниями по поводу поражения, особенно дома, в безопасной среде, в окружении, где ребенка любят и принимают, у детей формируется так называемый навык преодоления. Справившись с легким поражением, уже имея некий опыт, будет куда легче справиться с игрой или соревнованиям в детском саду, кружке, спортивной секции или школе.

Получает ребенок в процессе переживания поражения еще и навык самообладания. Конечно, глядя на свою 5-летку, которая от обиды прячется от меня за углом, с трудом верится, что она когда-то будет проявлять верх самообладания, но, как говорится, вода камень точит.

-3

Есть еще одна сторона поражений - они учат эмпатии (сочувствию, сопереживанию), учат чувствовать и понимать в последствии других. Не зная боли поражения, невозможно понять каково близкому тебе человеку.

Практика. Добавляем ложку меда в эту бочку дегтя

Для начала...

Прежде всего нам, взрослым, родителям, нужно усвоить несколько простых и вполне очевидных вещей:

  1. поражение - это естественно и нормально.
  2. поражение - это оборотная сторона медали под названием “Победа”. Если не познать поражения, невозможно познать и победы.
  3. поражение - это сильные чувства и эмоции, это горечь. Это дискомфорт и опыт, который можно научиться проживать только на собственной шкуре. И лучше это сделать еще в детстве, чем потом хлебать лиха.
  4. поражение - это неотъемлемая часть жизни. Если вы будете поддаваться ребенку, то его друзья откажутся нарушить правила для его победы. Он(а) просто будет складывать лапки при первом же намеке на поражение, даже не пытаясь преодолеть эту ситуацию.
К нашему глубочайшему сожалению, невозможно всегда быть победителем. Фото: volleyballfans.ru
К нашему глубочайшему сожалению, невозможно всегда быть победителем. Фото: volleyballfans.ru

Общие рекомендации

Разумеется общие рекомендации будут звучать типа так:

  • не создавайте иллюзий побед, поддаваясь направо и налево;
  • сами адекватно реагируйте на свои и ребенка поражения/ победы;
  • не закатывайте глаза и не угрожайте ребенку прекратить вообще играть - хорош уже дергать за эти ниточки привязанности.

Ну и все в таком духе.

Мои личные рекомендации

А вот мой ЛИЧНЫЙ список рекомендаций для игр с ребенком, основанный на наших с дочкой играх:

  1. Садимся играть ТОЛЬКО в хорошем и терпимом расположении духа и родителя, и ребенка! То есть мы, взрослые, должны совершенно точно осознавать неизбежность расстройств и быть уверенными в том, что не скатимся до троллинга. Да и у ребенка не должен быть день-непруха по всем фронтам. Лучше вообще не садиться играть, чем портить все впечатление от процесса, потому что… см. п. 2:
  2. Потому показываем ребенку, что важнее сам процесс, время, проведенное вместе. А чтобы это показать, нам нужно самим получать удовольствие от того, чем мы занимаемся.
  3. Выбираем игры по возрасту и возможностям, т.е. такие, в которых ребенок вообще может выиграть.
    Реальный пример - игра скоростные колпачки. Игра прикольная, но именно для компании детей, т.к. обогнать меня или мужа (даже при условии маленьких поддавков) дочке очень сложно. Просто банально еще не такая скорость реакции.
  4. А еще лучше выбирайте командные игры! Это такие игры, в которых все игроки в одной упряжке - или вся команда выигрывает, или вся проигрывает. Поверьте, проигрывать вдвоем куда веселее горестно, чем переживать это в гордом одиночестве. Например: Коварный лис
Если у вас настроение "Уничтожить все на своем пути!", пожалейте ребенка, и не портьте вам обоим вечер...
Если у вас настроение "Уничтожить все на своем пути!", пожалейте ребенка, и не портьте вам обоим вечер...

Рекомендации "на свой страх и риск"

Есть еще пара неоднозначных рекомендаций, на свой страх и риск, как говорится:

  1. Подсчитывайте поражения и победы, НО не часто! Т.е. если в вашу сторону летят фразу в духе “Я всегда проигрываю!”, берем лист, делим пополам и отмечаем поражения и победы.
    Но я очень рекомендую использовать такой способ
    единично! И лично у меня с этим способом вышел еще худший вариант. Поначалу всё шло хорошо, но как только у меня было 5 побед, а у дочки 3 - все, капут….
  2. Если ребенок слишком остро реагирует, можно указать, что игра скорее всего вам не подходит “Я вижу, что ты слишком остро еще реагируешь на эту игру, видимо еще не доросли мы до нее. Может быть в другой раз подрастем…”
    Лично у нас такой “ход конем” вызывает печаль, слезы и вопрос “А когда мы в следующий раз достанем игру?” и я всегда отвечаю “Да вот хоть завтра, когда захочешь, но сегодня это явно плохая идея”.И вот этот факт, что игра не исчезает на неведомо какое время, ее успокаивает и мы беремся за другую игру.

Послесловие

Порой, глядя на эти полные слез глаза, от того, что она попала на обратную стрелку в бродилке, так хочется поддаться искушению, разрешить нарушить правила разок-другой… но я стараюсь одергивать себя от этой мысли.

Потому что понимаю, что задача родителя - не просто сделать ребенка счастливым в моменте, а помочь ему стать счастливым в этой жизни, в этом мире и социуме.

На этом все! Если статья была полезной - жмите 👍. Буду рада быть на связи - подписывайтесь.

А теперь признавайтесь, сами то умеете проигрывать? 😅 Ответы оставляйте в комментариях👇

Читайте также: