Кинематограф разрабатывал вампирскую тематику со времён своего зарождения (и одним из самых страшных фильмов про вампиров до сих пор остаётся чёрно-белый и немой «Носферату» Фридриха Мурнау). К 80-м годам одних только экранизаций стокеровского «Дракулы» накопилось больше десятка, и зрителей уж точно не могли удивить ни пластиковые зубы во рту кинозвёзд, ни чёрные плащи, превращающиеся в перепончатые крылья. Однако же, вышедший в 1987-м году недорогой вампирский ужастик «Пропащие ребята» (The Lost Boys) вдруг стал довольно заметным хитом, а со временем обрёл культовый статус, хотя не мог похвастаться ни крутыми спецэффектами, ни громкими именами в титрах. В чём же причина его успеха? Давайте разбираться.
Музыкальное сопровождение
Музыка в «Пропащих ребятах» звучит наикрутейшая. Фильм начинается под «People are Strange» группы «The Doors», а дальше плотнячком до самого финала идут менее известные, но превосходные мелодии. Тут вам и пара песен INXS, тут вам и несколько позабытых представителей «хэйр-металла», тут вам и совсем диковинки, вроде культуриста-саксофониста Тима Каппелло (причём, сам он присутствует и на экране тоже). Поскольку предназначалось кино в первую очередь «поколению MTV», музыкальный фактор имел важное значение, и не подвёл.
Приправа из иронии
Драматургия у «Пропащих ребят», казалось бы, простейшая – два брата вместе с мамой переезжают в другой город, где, как выясняется, орудует не просто шпана, но шпана кровососущая. Старший брат попадает под влияние этой шайки, а младшему приходится выкручиваться, чтобы и на зубок вампирам не угодить, и братца из-под дурного влияния вытянуть.
Банальнейший, в принципе, сюжет, умело прописан таким образом, что клише незаметны из-за изрядной дозой иронии, а предсказуемые повороты воспринимаются с волнением. История рассказывается так, что за ней интересно следить самым разным зрительским категориям.
Главные герои – школьники на каникулах, которые черпают навыки борьбы с упырями из комиксов – идеальный объект проекции для молодёжной аудитории. Ребятам чуть постарше понятны страдания брата главного героя, которому хочется с красоткой потусить, но мама вечно навязывает в нагрузку младшенького, ещё не успевшего вылезти из детства. Линия мамы, кстати, будет небезынтересна женщинам средних лет, особенно, разведённым: позади неудачный брак, впереди – неопределённость, и два спиногрыза на шее, которые толком на свидание сходить не дают.
Тут даже для стариков есть персонаж, которому будет легко сопереживать, - пожилой вдовец, удачно превращающий сварливость в крутость, и неплохо выглядящий на фоне внуков. Тем более, авторы льстят сединам людей его возраста и позволяют под финал погеройствовать.
Талантливый молодняк
Как уже было сказано, в фильме нет громких имён. Вернее, не было на момент съёмок. Вместо того, чтобы тратить скудный бюджет на приглашение какой-нибудь крупной звезды, создатели «Пропащих парней» сделали ставку на юную, но многообещающую поросль, и не прогадали. Именно после этого ужастика Кори Фелдман и Кори Хэйм превратились в кумиров ровесников и продолжили сниматься дуэтом в комедиях и приключенческих молодёжных лентах. Джэйсон Патрик с «Пропащих ребят» начал путь к статусу «герой боевика» (путь оказался коротким – вторая «Скорость» едва не потопила всю его карьеру). Ну, а Кифер Сазерлденд, возможно, так и остался бы известным только специалистам «сыном Дональда Сазерленда», если бы не его яркое и запоминающееся появление в образе предводителя вампирской шайки.
Сновидение на экране
По большому счёту, «Пропащие ребята» - фильм не страшный. Сцены насилия здесь хоть и есть, но они либо слишком мимолётные (как сцена, в которой вампиры заявляются на ночной пляж, чтобы подкормиться компанией тусовщиков), либо слишком дурашливые (как, например, финальное сражение). Процесс трансформации в вампиров на экране не показан, никакие гигантские летучие мыши по экрану не летают. За «страшное» отдуваются несколько скримеров, да грим (ужасный, скорее, примитивным качеством).
Зато режиссёру Джоэлю Шумахеру удалось внедрить в фильм атмосферу дурного сновидения, ночного кошмара, а это гораздо круче натуралистичной расчленёнки. Мотоциклетные фары, растворяющиеся в тумане, фигурки молодых ребят, висящих на руках над бездонной пропастью, взмывающая из пещеры и летящая над морем камера воздействуют на зрителя гораздо эффектнее, чем какие-нибудь нарисованные на компьютере монстры.
Все перечисленные выше компоненты помогли «Пропащим ребятам» выделиться на фоне бессчётного количества фильмов про кровососов. Более того, они не дали ужастику состариться - он превосходно смотрится и сейчас, в новом тысячелетии, даже при том, что дешёвый грим вампиров в нём выглядит ещё более наивным, чем тридцать лет назад.