Найти тему
Я люблю кино

Почему «Место встречи изменить нельзя» хуже голливудских фильмов

Оглавление

Советский мини-сериал «Место встречи изменить нельзя», снятый Станиславом Говорухиным и вышедший на экраны в 1979 году, быстро приобрёл культовый статус и сохраняет его по сей день — разумеется, там, где живут советские люди. Понимая, насколько опасно критиковать столь сакральное произведение искусства, «Я люблю кино» всё же порассуждает о слабых местах фильма (не забыв, конечно, упомянуть и сильные).

Эта публикация подготовлена в сотрудничестве с AllDaily

Техника прошлой эпохи

Первое, что бросается в глаза при просмотре картины Говорухина сейчас, спустя 40 лет — странное и неубедительное исполнение различных технических элементов. Например, в динамичных сценах, снятых дальним планом, режиссёр зачем-то использует эффект ускоренного изображения, и у вас появляется смутное ощущение, что вы смотрите ленту времён Чарли Чаплина.

Экшен и в целом выглядит не слишком реалистично: когда Жеглов (Высоцкий) высовывается из грузовика на полном ходу и убивает из пистолета водителя другой машины, вы понимаете, что с учётом расстояния и конструкции бандитского автомобиля произвести такой выстрел было невозможно.

Довольно нелепо выглядит и грим Горбатого (Джигарханян). Конечно, в голливудском «Крёстном отце», вышедшем семью годами ранее, дон Вито Корлеоне (Марлон Брандо с ватными тампонами во рту) тоже смотрелся странновато, но всё познаётся в сравнении, и злодей из «Места встречи» кажется грубой карикатурой на своего заокеанского коллегу.

Пропаганда

Одной из главных проблем советского кино всегда было то, что оно содержало в себе слишком сильный пропагандистский элемент — несравнимо более сильный, нежели в критикуемой коммунистами Америке. Тот факт, что бандиты из «Места встречи» показаны людьми с физическими недостатками (горб у Горбатого, косоглазие у персонажа Олега Савосина, пятно на физиономии героя Абдулова), заставляет современного зрителя схватиться рукой за лицо. И неслучайно самый сильный момент фильма это встреча Шарапова (Конкин) со своим бывшим сослуживцем, оказавшимся членом банды: в его образе мы видим сложность и неоднозначность, которой явно недостаёт остальным персонажам. Причём не только «плохим», но и «хорошим»: от того, какими положительными показаны сотрудники «органов», тоже становится немного не по себе. Особенно сильно это чувствуется в момент, когда сотрудники милиции, включая целого подполковника (Евгений Шутов), начинают сердечно извиняться перед несправедливо обвинённым врачом Груздевым (Юрский) и даже обещать наказать виновных. При том, что никаких виновных нет (против Груздева были железные улики), а действие происходит в сталинском СССР сразу после окончания войны. «Не верю!», — истошным голосом вопит из могилы Станиславский.

Владимир Конкин и Владимир Высоцкий на постере к сериалу «Место встречи изменить нельзя»
Владимир Конкин и Владимир Высоцкий на постере к сериалу «Место встречи изменить нельзя»

Приводить для сравнения американские фильмы даже не хочется, настолько очевидна разница. Если говорить об изображении преступников, то мы уже упоминали «Крёстного отца». Примерно тогда же, в 1973 году, в Голливуде вышел считающийся ныне классикой фильм о коррупции в полицейских рядах — «Серпико» Сидни Люмета. Да и образ «плохого хорошего полицейского» был раскрыт куда как контрастнее: по сравнению с героем Клинта Иствуда из «Грязного Гарри» (1971) Жеглов — просто душка.

Театральность

Как и многие советские фильмы, по сегодняшним меркам «Место встречи изменить нельзя» смотрится довольно ненатурально в плане диалогов и актёрской игры: не в том смысле, что они плохие, а в том, что люди в реальной жизни так не разговаривают. Практически все персонажи фильма (и в первую очередь Жеглов с Шараповым) ведут себя эпатажно и, что называется, «переигрывают». Впрочем, недостаток ли это, дело вкуса: современные актёры, зачастую похожие на сомнамбул (особенно в «авторском кино») и жующие слова до степени полной неразборчивости, тоже способны раздражать.

В этом плане голливудское кино всегда выглядело более приближенным к реальности: упомянутый выше «Серпико», снятый в документально-реалистичной манере, довольно скучно смотреть, но это скука самой жизни.

О плюсах

Несмотря на всё вышеперечисленное, «Место встречи изменить нельзя», без сомнения, сильный фильм. В нём есть положительный образ романтического героя, Шарапова, очень нехарактерный и потому очень важный для русской культуры, есть увлекательные и напряжённые сцены (практически вся финальная серия смотрится на одном дыхании), есть отменные актёрские работы (в первую очередь гениального Юрского, хотя Конкин и особенно Высоцкий тоже демонстрируют завидный талант). Единственное, чем не является этот сериал — несравненной вершиной кинематографа, каковой его так часто называют советские зрители, которых он в своё время поразил до глубины души. Поразил, увы, потому, что в СССР жанровое голливудское кино практически никто не видел.