Найти тему
Не попкорном единым

Смелая и ужасающая роль Н. Гундаревой. Где, как и почему народная любимица сыграла свой самый жуткий образ

Оглавление

Этот фильм я никогда не видел по телевизору, но когда случайно нашел его в и интернете в рубрике "Кино не для всех" и посмотрел, то моему стыду и удивлению не было предела. И вот почему.

Стыду – потому что раньше не знал о таком честном и смелом шедевре 1990 года выпуска. А удивление, в свою очередь, было надолго вызвано блистательной игрой, абсолютно не блещущих светом и надеждой, героев в исполнении Сергея Шакурова и обескураживающей Натальи Гундаревой.

 Актриса Наталья Гундарева и ее экранный образ
Актриса Наталья Гундарева и ее экранный образ
Конечно, такие фильмы обычно остаются не у дел, ведь если и включить после работы "важнейшее из искусств", то скорее всего выбор остановится на незатейливом, способным расслабить и скоротать вечерок кинчике или сериальчике.

Но вот если хочется пошевелить мозгами и растормошить чувства, забытые в череде многозадачных и бытовых дней, то лента "Собачий пир" – самое то!

О чем фильм и как он создавался

Жанка – спивающаяся вокзальная уборщица, мечтает встретить мужчину, рядом с которым могла бы начать жизнь с чистого листа. И вскоре такой мужчина встречается в лице загадочного и немногословного Аркадия. Но вот о чём грезится самому мужчине?

Главную роль режиссер фильма Леонид Менакер без сомнений предложил Гундаревой. В книге Старосельской Н.Г. (биографа актрисы) "Наталья Гундарева" хотя и указано, что выбор Менакера был однозначным, но в интернете есть также информация о пробах И. Муравьёвой и С. Крючковой.

Звездное трио главных претендентов на роль "Жанки"
Звездное трио главных претендентов на роль "Жанки"
Именно через Гундареву автор хотел добиться необходимого состояния жути у зрителя, давно привыкшего к положительным и женственным амплуа народной артистки. А тут на тебе – полная потеря человеческого облика.

И правда, давайте посмотрим:

  • Обаятельная и деятельная сваха Вера из "Одиноким предоставляется общежитие",
  • или грубоватая, но добрая Катя из "Вас ожидает гражданка Никанорова"

Всех этих героинь объединяет не только естественная, полная чувственности, красота и природный шарм самой Натальи Георгиевны, но и те, живо показанные ею, моменты женской неустроенности и одиночества, когда хочешь любить и быть любимой, а сил и шансов на столь вакантное чувство, почему-то, все меньше и меньше.

Женские роли Натальи Гундаревой в разных фильмах
Женские роли Натальи Гундаревой в разных фильмах
Объясняя свое согласие на участие в фильме, актриса говорила, что человек не рождается хорошим или плохим, что это сама жизнь складывается или положительно, или неблагоприятно. А характер и судьбу героини она оправдывала возможным вызовом всему обществу, в котором не находится места тем, кто не в силах противостоять, захлестнувшим все вокруг, злу и равнодушию.

Сценарий фильма был написан инженером душевных дел того времени Виктором Мережко. Часто помещая в сюжет мужчину и женщину, вокруг которых то зарождается, то теряется вера в любовь, он и эту историю представлял в мелодраматическом тоне.

Но вот сам режиссер изначально не видел и намека на возможные жанровые решения постановки, кроме сурового житейского рассказа о людях и поворотах в их сложных характерах и взаимоотношениях.

Режиссер фильма Леонид Менакер и его сценарист Виктор Мережко
Режиссер фильма Леонид Менакер и его сценарист Виктор Мережко

31 декабря, вечер. Закончив рабочую смену, Жанка тоскливо наблюдает за предновогодней суетой пассажиров и работников вокзала.

"Неужели женщина вновь останется одна в такой семейный и уютный праздничный миг?" – думает про себя уборщица, как вдруг, словно сыр вороне, ее уставшему взгляду попадается Аркадий (Сергей Шакуров), понуро сидящий на привокзальной лавке в ожидании поезда до Питера.

Уборщица общественного туалета по имени Жанна, не обожаема ты, не желанна...

Но поезда все нет, и Жанка, пользуясь случаем, тащит добычу к себе домой. А что? Мужик созвучно одинок, помят, да и вдвоем-то все веселее.

И вот, под бой курантов и тв-огонек они быстренько соберут прямо на табурете подобие праздничного застолья из консервов, кипятка и хлеба, взятого вместе с чистой тарелкой у "приличных" соседей, и начнут свое долгое знакомство с пороками и надеждами друг друга.

Кадры из фильма
Кадры из фильма

Сели перед телевизором:

– Красивая Пугачиха, да?
– Крашенная.
– А я вот не мажусь. Принципиально

Лента была довольно тепло встречена критиками и зрителями. В 1990 году Гундарева получила премию за лучшую женскую роль на "Нике" и "Монреальском кинофестивале". Также на Всесоюзном актерском кинофестивале "Созвездие" (1991) Шакуров и Гундарева были удостоены главной награды.

В последующие дни Жанка то и дело подбрасывает "горькую" в затухающий огонек внутри, обзывает Аркадия Петровича "Аркашкой" и "кретином" и забивает на свою работу.

Аркадий же, недавно отбывший наказание за драку и алкоголизм в лечебно-трудовом профилактории (ЛТП), наоборот, твердо отказывается от роли собутыльника, "выгребает дерьмо" за Жанку в вокзальном туалете и даже пытается избавить ее квартиру-конуру от всех, кто привык здесь прятаться и страдать от массового упадка и мрачняка за окном.

Аркадий противится пьянству, царящему вокруг
Аркадий противится пьянству, царящему вокруг

Одна из сцен Жанкиного алкоголизма:

– Ты что наделал, кретин? (Дрожащим голосом) Ты женщину оттолкнул. Ты унизил меня. Ты очень сильно унизил меня. В новогоднюю ночь. (Плача) Да меня же теперь весь год унижать будут...
(Затем вышла в коридор, где он уже собирается уходить вон)
– Уходишь? А если я попрошу?
– Бухать еще будешь?
– Не буду. (Начинает хохотать) А больше и нечего!

Но если в первой половине фильма "закидывает за воротник" Жанка, мужики в каждом закоулке кадра и даже соседская девочка Наташенька (для дворовых просто "Натали"), которая вместо учебы бухает отцовский одеколон, то во второй драматургия меняется и мы начинаем наблюдать, как и почему развязывается сам Аркадий.

Фото коллаж с кадрами из фильма
Фото коллаж с кадрами из фильма

Интересные закулисные моменты

Как-то раз, во время перерыва, Гундарева не стала обедать в студийной столовой, а отправилась в обычное кафе, где не смыв грим и не переодевшись в чистое, она предстала в образе пьяницы "вживую".

Посетители и сотрудники кафе тотчас обратили на вошедшую пристальное внимание. В ее адрес быстро посыпались замечания и косые взгляды. В ответ на них Гундаревой даже пришлось пошуметь и поогрызаться на всех недовольных видом и повадками ее "Жанки". А когда убедилась, что народную любимицу в ней никто не признал, то осознала, что все делает правильно, и довольная вернулась на площадку.

Аркадий на вокзале (сверху) и дома у Жанки
Аркадий на вокзале (сверху) и дома у Жанки

Так, сквозь смех и слезы, сквозь постоянные стычки и моменты душевной близости, герои доберутся до полного краха своих грез. И вот, как мне кажется, почему

Синопсис фильма гласит, что Жанка хочет обрести смысл жизни через появление в ней мужчины. Но стоит ли искать его в другом человеке, если не способен стать "смыслом" для другого и самого себя?
Сможешь ли дать ближнему то, чего он желает на самом деле, а не делает в угоду чужой прихоти?

Выходит, что Жанка не полюбит себя и не начнет новую жизнь, пока Аркадий не полюбит в ней женщину и не останется рядом. Мы видим ее внешнее преображение после Питера, где ее милого больше никто не любит и не ждет. Уборщица возвращает в свою жизнь губную помаду, фильтрует жаргонную брань, но при этом отказывается замечать, что из косточки, тщательно охраняемой ею, никакая любовь сроду не произрастет.

Жанка держит мужчину своей мечты взаперти. В прямом смысле слова
Жанка держит мужчину своей мечты взаперти. В прямом смысле слова

Более того, она лично заряжает смертельный патрон в свой пистолет, когда различными эмоциональными качелями поочередно мучает Аркадия:

  • Призрение и обесценивание
  • Сострадание и забота
  • Тотальное обладание объектом

Хорошо, но что же сам Аркадий? Приютили его, приодели в пальто, подсказали, что в таком и работу теперь не грех найти, а он взял и вместо трудовых вакансий начал искать более тесных встреч с менее навязчивой, но более романтичной и страстной соседкой-парикмахершей Сашей (Л. Удовиченко).

И, вроде бы, та тоже согласна на близость, как вдруг выясняется, что смотреть и трогать можно, а вот в само сердце, почему-то, вход воспрещен. И без разницы ей, что на мужчине пальто и он слезно обещает носить заветную мадам на руках.

Три женщины в судьбе Аркадия: жена – утерянное прошлое, Саша – недосягаемое будущее, Жанка – нежеланное и нелюбимое настоящее
Три женщины в судьбе Аркадия: жена – утерянное прошлое, Саша – недосягаемое будущее, Жанка – нежеланное и нелюбимое настоящее

На мой взгляд, Аркадий смертельно боялся увидеть себя гармоничным в мире Жанки, поэтому и засверкал пятками к соседке, с которой, вероятно, желал бы смотреться для всех чинно и благородно. Да вот только ей самой, будучи деловой и знающей себе цену, современной женщине, нужны от спутника жизни более определенные и значимые поступки, а не одни лишь обещания и нежные поглаживания по белокурой головке (и не только головке).

"Ну что ты как маленький?" – слышит из Сашиных уст Аркадий, и тут же ловит, привычный его природе, эмоциональный коктейль из ощущения обиды и ненужности. Вкусив который не так уж теперь и хочется носить "всяких там" на руках, но зато можно стрельнуть (под шумок) червонец.

Вот и находится для главных героев такой финал, где Аркадий – исключительно в пьяном бреду – соглашается на Жанкины объятия, а та, прижимаясь все ближе, делает для всех нас вид, что мужчина и женщина просто готовятся ко сну на своем "любовном" ложе. Только мы-то видели, что еще сделала Жанка, чтобы этот горький самообман уже никогда не всплыл для них двоих наружу...

Всем спасибо за внимание! Кстати, планирую серию статей на тему "Самые зрелищные актерские перевоплощения", так что ставьте лайки и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях и предлагайте на разбор своих любимых актеров. Будет интересно!