Далеко не каждый город может гордиться тем, что писатель, в честь которого названы городские объекты, непосредственно с ними связан. Нашему городу в этом отношении повезло. Памятник А.М. Горькому не просто так украшает площадь поселка им. Горького в Хабаровске...
В наши дни можно часто услышать, что Хабаровский край – промышленный регион, крупный центр самолетостроения. Но так было далеко не всегда. Масштабное промышленное строительство в нашем крае началось в годы первой пятилетки (1928-1932 гг.), когда советское государство направило мощные финансовые потоки, научно-технические кадры и материальные ресурсы на создание новой индустриальной базы в Приамурье. Для Дальнего Востока и всей страны развитие военной и гражданской авиации не было праздным вопросом – огромные пространства требовали создания средств воздушного сообщения, а наличие враждебных соседей и угроза войны заставляла думать о надежной защите границ.
Поэтому в марте 1932 года главное управление воздушного флота объявило о строительстве авиаремонтного завода и моторных мастерских в Хабаровске. Через 2 года на пустом месте выросли корпуса нового завода – сдан в эксплуатацию мотороремонтный цех, продолжалось строительство самолеторемонтного цеха. Завод приступил к решению своей главной задачи – ремонту авиационных моторов. Именно в те радостные для рабочих завода дни была высказана мысль – дать предприятию наряду с номером еще и имя. В итоге коллектив рабочих направил письмо Алексею Максимовичу Горькому.
Почему выбор первостроителей пал на Горького? Причин тому несколько. Максим Горький – яркий пример того, как простой рабочий человек «вышел в люди» и смог стать крупнейшим отечественным писателем, через труды которого весь мир познакомился с российским рабочим классом. К тому же, символика многих произведений Горького связана с небом и полетами, через которые раскрывается верность высоким идеалам – у всех на слуху «Песня о соколе», «Песня о буревестнике». Наконец, именно Горький возглавил общественное движение советской интеллигенции (в первую очередь, писательской) за содействие рабочим в деле поднятия культуры, устройства нового быта, получении образования. Ему принадлежит инициатива крупнейшего проекта «История фабрик и заводов», в рамках которого планировалось создать историю рабочего класса СССР и в дальнейшем вести летопись его трудовых достижений. Эта задача была тесно связана с заботой о заводских архивах и их постоянном пополнении новыми материалами – документами, воспоминаниями, фотографиями.
Горький писал: «Всё познаётся сравнением, и для того, чтобы правильно оценить настоящее, необходимо знать прошлое. <…> В основу истории заводов должны быть положены заводские архивы, технические, исторические и другие материалы, опросы старых рабочих — мужчин и женщин, — они дадут богатый бытовой материал. Нужно показать техническую изобретательность рабочих в прошлом и настоящем. Рассказать о влиянии данного типичного завода на всю область производства, в которой он работал. <…> Работу нужно поставить таким образом, чтоб в результате получилось нечто подобное энциклопедии нашего строительства в его постепенном развитии от возникновения завода до наших дней».
А.М. Горький с большим вниманием отнесся к письму хабаровских рабочих завода №83 и написал обстоятельный ответ, опубликованный в газете «Тихоокеанский авиаработник». В нем были такие слова: «Я горячо благодарю вас за хорошее, дружеское письмо и за торжественное ваше обещание начать решительную борьбу против некультурности в производстве и быте. Разумеется, я твердо уверен, что если вы обещаете, значит сделаете. Цель работы вашей прекрасна, высока, и если путь ней еще труден, вы уже видите, что с каждым годом пролетариат делает путь этот все шире, легче, с каждым годом все быстрее растет жажда знаний, жажда культурной жизни».
И завод, и поселок решением правительства получили имя А.М. Горького. А коллектив завода в полном объеме сдержал слово, данное «буревестнику революции».
В период Великой Отечественной войны десятки рабочих ушли на фронт. Их место заняла рабочая молодежь и женщины. На заводе производились ремонт и модернизация самолетов И-15, И-16, ИЛ-2, ЯК-7, сборка истребителей ЯК-3. Также было организовано массовое производство запалов для гранат Ф-1. В сложнейших условиях труженики завода осваивали новые специальности, внедряли новые технологии и перевыполняли планы производства. Всю страну облетела весь об успехе комсомольца Ильи Щеглова, выполнившего за одну смену срочное задание на 2160%. Некоторые бригады за большие достижения в производстве и ремонте оружия для действующей армии получили звание фронтовых.
После войны, в 1946 г., исходя из нужд народного хозяйства и потребностей региона, завод был перепрофилирован и передан в судостроительную отрасль. Постоянно развиваясь и отстраиваясь, в 1960-е гг. завод стал одним из крупнейших машиностроительных заводов края с численностью рабочих около 5 тыс. человек. Заводчане по праву гордились своей продукцией, в том числе разнообразными судовыми кранами, лебедками. И, естественно, уникальной оборонной продукцией для Военно-морского флота. Цех товаров широкого потребления выпускал пользовавшиеся большим спросом складные зонты-автоматы.
У завода был свой Дом культуры, пионерский лагерь, база отдыха, построенный с привлечением добровольных средств работников Дворец спорта и другие социально значимые объекты. В 1956 году на главной площади микрорайона был возведен памятник А.М Горькому.
Вместе с заводом строился и поселок, который к 1980-м гг. насчитывал около сотни многоквартирных жилых домов. Всего на поселке проживало свыше 25 тысяч человек – население небольшого города. За минувшие десятилетия на заводе сложились целые рабочие династии. Например, семья Федорковых – к 1988 году общий трудовой стаж членов семьи насчитывал 178 лет.
После распада СССР и начала рыночных реформ в жизни завода им. А.М. Горького настали тяжелые времена. Вот как описывал состояние завода в 2013 году ветеран предприятия В.И. Жеребец:
"Из 19 цехов предприятия ныне работает всего пять. Среди недействующих на сегодняшний день производственных помещений – цех по производству товаров народного потребления, слесарный цех, котельная. С 1995 г. на заводе не работает централизованное отопление, лишь в 2-3 небольших участках-цехах имеются малые водонагреватели. В крупных цехах производственные площади не отапливаются, что грубо нарушает нормы охраны труда, т.к. температура зимой опускается там ниже нуля градусов. Окна с разбитыми стеклами зияют провалами, по стенам ползут ржавые потеки, стоит разбитое оборудование. В связи с отсутствием производственной загрузки, завод перешел к выпуску непрофильных изделий: поилок для птицефабрик, фигурных ограждений для автомобильных переездов и устройств для обслуживания моста через Амур, металлоизделий, в том числе куполов, шатров, сводов для строительства православных храмов в городах Хабаровского края.
Рабочий коллектив и выпуск продукции катастрофически сократились. На сегодняшний день количество заводских рабочих насчитывает всего 200-300 человек. Основная часть — это опытные специалисты, которые пришли на Хабсудмаш еще в период его расцвета. Молодое же поколение не горит желанием идти работать на завод. Производительность труда – на уровне условий труда, о которых уже говорилось выше".
Но, несмотря на все трудности, завод (ныне АО «Хабсудмаш) продолжает работать и нуждается в пристальном внимании и поддержке государства. Для этого очень важно, чтобы славная история завода и поселка была сохранена.
Сливко С.В.