Найти в Дзене
Artfragment

Свобода в несвободе: что нужно знать о художнице Тане Бругере

Оглавление

На днях на онлайн-платформе e-flux появилось открытое письмо художницы Коко Фуско в поддержку своей коллеги Тани Бругеры. Последняя подвергается угрозам и травле у себя на родине — КубеРассказываем, кто такая Таня Бругера и чем ее искусство злит власти «Острова свободы».

— Сегодня Таня Бругера входит в число наиболее значимых политических художников Латинской Америки.

И это при том, что она родилась в стране, где в 2018 году вступил в силу декрет №349/2018, регулирующий работу деятелей искусства. Правозащитная организация Amnesty International окрестила его «сбывшейся антиутопией для кубинских художников».

Карикатура из петиции против декрета №349.
Карикатура из петиции против декрета №349.

Согласно нему, артисты не имеют права заниматься творчеством без предварительного разрешения Министерства культуры — даже на частной территории. Кубинские художники выступали против декрета, а Таня Бругера даже оказалась на несколько дней в тюремном заключении.

— Таня Бругера родилась на Кубе в семье дипломата Мигеля Бругераса в 1968 году.

А в 18 лет сменила фамилию. Как она сама признавалась, это стало ее первым «актом политического бунта». Художница училась в Высшей школе искусств в Гаване и получила стипендию, которая позволила ей отправиться в Институт искусств в Чикаго.

Таня Бругера в своем доме в старой Гаване, photo by Noah Friedman-Rudovsky/For The Washington Post.
Таня Бругера в своем доме в старой Гаване, photo by Noah Friedman-Rudovsky/For The Washington Post.

На фоне усиления американского концептуального искусства и изменений в странах социалистического блока, художественные практики Бругеры повернули в сторону радикализации.

— Таня Бругера прославилась своими радикальными перформансами.

В 1997 году в Гаване она показала «Бремя вины». Художница визуализировала историю о том, как коренные жители Кубы поклялись есть грязь, но не превратиться в пленников испанских конкистадоров.

Таня Бругера, «Бремя вины», 1997.
Таня Бругера, «Бремя вины», 1997.

Бругера стояла голой, а с ее шеи свисала туша ягненка. На протяжении 45 минут она ела почву, смешанную с водой и солью. Коллега Бругеры — художник Эдвард Рубин — так прокомментировал перформанс:

«Душераздирающая пьеса была впервые исполнена в Гаване, где зрителям должным образом напомнили, что свобода и самоопределение — это не абстрактные идеалы, а достижения».

— В девяностых Бругера работала с тем, что сложнее всего запретить — с собственным телом.

Заковывала себя в колодки и слизывала чернила с учебника кубинской истории. Но потом поняла, что ее «стали воспринимать в физическом и сексуальном плане, а не в политическом». И тогда, в нулевых, переключилась на перформансы с героями и публикой, а свое творчество окрестила «искусством поведения». В 2008 году в Tate Modern Бругера провела акцию «Tatlin’s Whisper №5». В Турбинном зале галереи конная полиция разделяла и оттесняла людей, как это обычно бывает на демонстрациях. Зрители невольно подчинялись приказам, а художница тем самым продемонстрировала взаимодействия с силовой властью.

Таня Бругера, «Tatlin’s Whisper №5», 2008.
Таня Бругера, «Tatlin’s Whisper №5», 2008.

— Таня Бругера несколько раз участвовала в Венецианской биеннале.

В 2009 году на глазах изумленной публики она сыграла в «русскую рулетку». Бругера трижды подносила револьвер к голове и спускала курок — осечки. В четвертый раз художница направила пистолет в полоток, пуля попала в деревянную перекладину. «Политическому искусству пора прекратить комментировать политические поводы и начать их создавать», — тогда заявила Бругера. Но самой себе поклялась, что больше не повторит подобный опыт.

Poetic Justice, 2002–03.
Poetic Justice, 2002–03.

— «Всегда надо заглядывать в преисподнюю — ее нельзя избегать», — уверена Таня Бругера.

А еще она из тех, кто верит в то, что искусство способно изменить порядок вещей, что оно «может влиять как пример, как симптом». «Ведь на Кубе распад соцстроя тоже произойдет. Поэтому важно, чтобы кубинцы увидели и занесли себе в записную книжку, что происходит после распада и с чем при этом приходится иметь дело художнику», — говорила Бругера в одном из интервью.

Таня Бругера, «Тело тишины», 1997.
Таня Бругера, «Тело тишины», 1997.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.