Найти тему

Хедда Штерн. Мой американский восторг.

Откровенная мазня Барнетта Ньюман не возбудила меня никоим образом. Даже искусствовед может многого “не понимать” или не принимать такие формы искусства. Сложно убедить меня в новаторстве его “застежек”. И что бы показать вам искусство американских художников, можно его работы не смотреть. А тонкий ход с аннотацией “философии” под картинами, умный ход еврея с философским образованием. Умно и восхищаюсь. Но сегодня речь не о нем. Сегодня очень интересная и самобытная дама.

Хеда Штерн.

Родилась в Румынии в 1910 году. Окончила среднюю школу в 1927 году. В 1928 году поступает в Бухарестский университет для изучения истории искусства и философии, но находит программу ограниченной и прерывает учёбу через год, чтобы провести независимое исследование. Выходит замуж за друга детства Фредерика Штерна в 1932 году. В 1941 году, после начала войны, едва избежав резни евреев в подъезде своего дома, Хедда бежит в Нью-Йорк, встречается и знакомится там с другими художниками. В 1944 году разводится с Фредериком Штерном, в этом же году выходит замуж за Соула Стайнберга и становится гражданкой США.

Карьера Хедды не складывалась до переезда в Нью-Йорк, хотя у нее было несколько выставок в Румынии. В 1950 году была названа одним из лучших художников страны в возрасте до 36 лет.

-2
-3

Штерн не любила определять свое искусство или себя в какой-нибудь группе: социальной или художественной, никогда не следовала границам определенного стиля. Она была самоучкой без влияния, художником, который просто работал и сделал работу своим искусством. «Хотя она никогда не разрабатывала фирменный стиль, исследования Хедды дали небольшую вселенную выразительных образов». Все помнят её как единственную женщину в группе абстрактных экспрессионистов «Irascibles», в которую входили Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Барнетт Ньюман, Марк Ротко и другие. С самого начала своей карьеры Штерн придерживалась взглядов коллег по группе, которых она знала лично. Но ее независимость отражает огромную художественную и личную неприкосновенность. Удивительное разнообразие работ Штерн, охватывая от ее первоначальных сюрреалистичных техник, ее исследования в концептуальной живописи, и ее беспрецедентных установок в 1960-х, является наглядным примером ее многогранной личности.

-4
-5

В 2004 году перенесла инсульт, здоровье удалось восстановить, но зрение – нет, поэтому она уже не могла заниматься своим любимым искусством. В 2006 году проходит ретроспектива ее работ. В 2011 году возрасте 100 лет художница умирает в Нью-Йорке. Ее работы находятся в коллекциях музеев, включая Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке, Национальной галерее искусств (Вашингтон, округ Колумбия), а также в Национальном музее женского искусства.

-6
-7
-8