Вьетнамская война стала крупнейшим потрясением для американской военной машины, схожим с тем, которое позже нам довелось испытать в Афганистане и Чечне. Неудивительно, что самые знаковые антивоенные работы американского кинематографа были посвящены именно ей. Сегодня у нас на разборе:
Апокалипсис сегодня Фильм режиссёра Фрэнсиса Копполы, увидевший свет в 1979 году, стал переложением повести "Сердце тьмы" польско-английского писателя Джозефа Конрада на обстановку Вьетнамской войны. Сам я сию повесть ещё не прочитал (хотя собираюсь), поэтому утверждать, насколько фильм соответствует духу повести, не могу. Поскольку сценарий не соответствовал официальной позиции американского правительства, ему было отказано в государственной поддержке, и Копполе пришлось снимать фильм на собственные средства. К счастью, Коппола смог найти поддержку в лице филиппинских властей, предоставивших место для съёмок, военную технику и массовку. Фильм имел ошеломляющий успех, выиграл "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском кинофестивале, два "Оскара" и три "Золотых глобуса".
Взвод Фильм режиссёра и сценариста Оливера Стоуна, известного своей критикой американской внешней политики, вышел в 1986 году и стал первым фильмом "Вьетнамской трилогии" Стоуна. Фильм отражал собственный опыт Стоуна - ветерана Вьетнама. У него была схожая с "Апокалипсисом" история: получить финансовую поддержку в Штатах Стоуну не удалось, однако неожиданно удалось найти помощь в Британии, плюс, как и фильм Копполы, "Взвод" снимался на Филиппинах и при поддержке местных властей. Фильм также имел ошеломляющий успех, удостоившись премии "Серебряный медведь" на Берлинском кинофестивале, четырёх "Оскаров", трёх "Золотых глобусов" и трёх премий BAFTA.
Цельнометаллическая оболочка Фильм режиссёра Стэнли Кубрика, вышедший в 1987 году, экранизировал полуавтобиографический роман "Старики" Густава Хэсфорда, бывшего военным корреспондентом во Вьетнаме. Фильм был принят тепло, но уже без особого восторга, ибо знаковые антивоенные картины о Вьетнаме, то бишь "Апокалипсис" и "Взвод", к тому времени уже были сняты. Удостоился премии "Оскар".
Spec Ops: The Line Ну и наконец - компьютерная игра от немецкой студии "Yager", выпущенная в 2012 году. Частично вдохновлена всё теми же "Сердцем тьмы" и "Апокалипсисом сегодня". Место действия, на этот раз, не Вьетнам, а занесённый аномальными песчаными бурями арабский мегаполис. Разработчики тщательно изучили последствия стихийных бедствий, и их игра в итоге стала одновременно иллюстрацией непобедимой мощи стихии, ужаса изолированного от мира города и психологической стороны военных конфликтов. Игра получила несколько наград за сюжет - правда, провалилась в продажах.
Итак, сравним же наших претендентов на звание лучшего антивоенного произведения, отображающего жестокость и бессмысленность войны.
К фильму "Апокалипсис сегодня" меня, собственно, и привела игра "Spec Ops: The Line", когда я узнал, на какое произведение она опиралась. Сходства, в общем-то, сразу бросаются в глаза: главный герой фильма, капитан Бенджамин Уиллард, как и капитан Мартин Уокер из Spec Ops, уже к началу страдает от зачатков ПТСР, только у Уилларда они выражены более ярко, чем у Уокера. Полковник Уолтер Курц из фильма основывает поклоняющийся ему культ из местных дикарей, в то время как полковнику Джону Конраду из игры его солдаты так же фанатично преданы - и Конрад, как и Курц, объявлен на родине дезертиром. Тот же поехавший журналист в лагере Курца частично послужил прообразом для диджея Дардена из игры, который уважал Конрада и считал его действия единственно верными в сложившейся обстановке, да и песни, прокручиваемые диджеем, были посвящены в основном Вьетнамской войне. Ну и общее снисхождение до стадии сумасшествия и слом личности, переживаемые капитаном и полковником в обоих произведениях.
Однако, концептуально фильм и игра кардинально отличаются: если фильм изображает именно слом личности в условиях ужасов войны, то в Spec Ops к этому слому приводят непосредственные поступки главного героя, и акцент делается именно на том, как он проходит через стадию отрицания, а затем приходит к неизбежному принятию. Если в "Апокалипсисе" Курц - это изображение психического надлома в условиях войны, то в Spec Ops мёртвый уже на момент начала игры Конрад служит в первую очередь "козлом отпущения", помогающим Уокеру сваливать на кого-то вину за свои грехи. В Spec Ops в качестве главного антагониста выступает, по сути, сам протагонист - Уокер, который к финалу вдруг осознаёт, что сам выдумал себе главного врага для того, чтобы отречься от собственных ужасных деяний.
Курц из "Апокалипсиса" имеет много общих черт с Конрадом из "Spec Ops" - безграничный авторитет среди подчинённых, семью, которую ему пришлось оставить ради праведного, как он верил поначалу, дела, разногласия с высшим руководством, по его мнению, виновном в неудачах войны. Но, всё же, идейно это абсолютно разные персонажи: Курцем движет абстрактная философия, внутренняя обида на командование и усталость от увиденных и пережитых ужасов войны, желание поскорее покинуть мир живых и избавиться от душевных мук, в то время как Конрад прибывает в Дубай с ясной целью: спасти население изолированного песками города, и прибегает к довольно жестоким мерам именно с целью спасти большинство и поддерживать порядок. Курц совершает намеренную жестокость во имя запугивания и подчинения, Конрад действует из соображений необходимости и переживает о том, что ему приходится делать, как впоследствии и Уокер убеждая себя в том, что выбора у него не было.
Основным идейным костяком фильма "Апокалипсис сегодня" является абсурдизм человеческого представления о цивилизованности и чести. "Мы учим молодых парней стрелять в людей, но их командиры никогда не позволят им написать нецензурное слово на самолёте, потому что это неприлично" - эта цитата из фильма как нельзя лучше иллюстрирует человеческое лицемерие и извращённое представление о нравственности: представители считающей себя оплотом цивилизации и гуманизма страны приходят на чужую землю, уничтожая на ней всё живое, применяя самые чудовищные методы сродни напалму и "агенту орандж", и получая от этого удовольствие, но считают себя лучше нецивилизованных и негуманных аборигенов, записывая тех в разряд, в своём роде, "низших людей".
Первой демонстрацией этого абсурда и противоречия становится атака под командованием подполковника Килгора: он не хочет вести своих людей в бой ради того, чтобы поспособствовать миссии капитана Уилларда, но меняет решение, когда узнаёт, что в команду катера, доставляющего Уилларда, входит знаменитый сёрфер Лэнс Джонсон, а рядом с удерживаемым противником побережьем волна достигает шести футов. Являясь заядлым сёрфером и поклонником Джонсона, Килгор тут же меняет планы и принимает решение о зачистке деревни, не считаясь с потерями - только лишь для того, чтобы посёрфить вместе со знаменитостью. Он включает во время атаки оперу Вагнера, ибо по словам Килгора это жутко пугает вьетконговцев, показывая тем самым, как "высокое цивилизованное искусство" становится вспомогательным инструментом для уничтожения себе подобных, в очередной раз подчёркивая абсурд и призрачность такого понятия, как "цивилизованность". Потом, пока бой ещё идёт, Килгор отправляется на пляж, требуя принести его доску, и заставляя бойцов сёрфить, при том что в воду периодически падают снаряды. Его не волнует царящий вокруг хаос, его не волнуют смерти и даже риск для собственной жизни. Он рассказывает о том, как ощущал "запах победы" после напалмовой бомбардировки, выжегшей высоту дотла.
Сама завязка сюжета также упирает на абсурдность, о чём говорит сам главный герой: его посылают ликвидировать Курца за то, что тот убил нескольких важных для американского правительства южновьетнамцев, которых Курц уличил в двойной игре на пользу Северного Вьетнама и прежде, чем казнить, провёл тщательное расследование (и, скорее всего, устранил именно тех, кого было нужно) - но действовал без санкции сверху. Узнав, какими методами руководствуется Курц, командование признало его дезертиром и психопатом, меры которого крайне чудовищны (в то же время напалм и "орандж", очевидно, не такие уж и чудовищные...). Всё сводится к тому, что убийцы отправили убийцу убить убийцу за то, что он убивает по собственной инициативе, а не по приказу сверху.
"Цивилизованные" американцы показаны во всей своей "цивилизованной" красе: моральный упадок, свалка из-за прибывших на выступление перед солдатами звёзд "Плейбоя", жуткая дезорганизация почти в каждом лагере, который посещает команда катера. Упадок не в последнюю очередь происходит из-за того, что бойцы толком не понимают, зачем они сражаются, они не видят конечной цели, и весь смысл их жизни сводится к тому, чтобы просто пережить этот кошмар. И пока они изо всех сил стараются его пережить, то сходят с ума.
Прекрасная иллюстрация - расстрел лодки с мирными жителями, вызванный постоянным напряжением и боязнью, что любой невзрачный вьетнамец может припрятать гранату или другое оружие и применить его в самый неожиданный момент. Уже на стадии безумия Лэнс и "мистер Чистый" не испытывают каких-либо угрызений совести за содеянное, в отличие от прочих членов команды, ещё более-менее сохранивших рассудок (в особенности всё происходящее доводит Джея "Шефа" Хикса, постоянно говорящего о том, что он всего лишь хотел быть поваром, а его отправили по повестке в этот ад). Уиллард старается сохранять рационализм и хладнокровие, хотя тоже страдает от ПТСР и постепенно сходит в стадию сумасшествия, но он, имея специальную подготовку, лучше прочих держит себя в руках. Он не кровожадный человек и убийство не доставляет ему удовольствия, тем не менее он добивает раненую вьетнамку, чтобы её спасение не задерживало выполнение миссии - кстати говоря, ещё один абсурдизм, когда американские солдаты сначала сами расстреливают девушку, а потом начинают о ней печься.
Куда бы ни прибыл экипаж катера - везде царит полный хаос, никто ничего не понимает, никто не знает, кто ими командует, на последнем рубеже обороны на реке Меконг бойцы каждый день отстраивают мост и пытаются защитить его от атак вьетконговцев, мост разрушают, а потом снова отстраивают, и так до бесконечности, и всем уже всё равно - никто не понимает, что происходит, зачем они делают то, что делают, просто исполняют известный им приказ. Вакханалия и конечная бессмысленность войны - это то, что наблюдает экипаж катера на пути к обители Курца, и по ходу этого путешествия Уиллард всё лучше начинает понимать идеи сбрендившего полковника.
В какой-то момент Лэнс закидывается ЛСД и начинает называть картины войны "прекрасными", показывая тем самым, что только на стадии невменяемости можно воспринимать войну как норму и видеть в ней что-то хорошее.
В условиях войны маска "цивилизованности" спадает с человека, и он обнажает свою истинную сущность, не облечённую в высокие лозунги и псевдоморализм. Курц понял это и отринул наносную цивилизованность, чтобы стать сильнее и победить за счёт языка силы и страха. И именно окончательно сбросив с себя наносную цивилизованность и принимая истинную натуру дикаря, Уиллард одолевает Курца - что сравнивается с забиванием жертвенного быка, ибо Курц, подобно быку, стал всего лишь одной из жертв жестокому божеству войны, допустимой потерей для достижения высшим руководством своих целей. Аборигены преклоняются перед Уиллардом, как перед своим новым вождём - ведь он смог переродиться и, хотел того или нет, стать подобием Курца.
Курц ломается под гнётом пережитого и страдает из-за того, что командование плохо относилось к его критическому мнению об организованности войны - его самого отправили для составления отчёта, и затем засекретили этот отчёт, ибо он был крайне неблагоприятным. Курц показывает Уилларду пропагандистские вырезки из газет, говорящие о том, что ситуация улучшается, и американская армия скоро выиграет войну, а обстановка становится более приятной. И спрашивает Уилларда, находит ли тот обстановку во Вьетнаме приятной. Курц считает, что другие убийцы не имеют права его осуждать. Он взбешён лицемерием и отсутствием внятной цели, он начинает сам придумывать себе цель, строить свою философию войны и руководствоваться своими методами, считая их более эффективными, чем решения командования. Но глубоко внутри Курц и сам осознаёт, что лишь пытается придать смысл тому ужасу и той безысходности, что творится у него на глазах и под его руководством. Он уставший и морально опустошённый человек - таким же станет Конрад, когда поймёт, что все его старания по спасению Дубая были тщетными, но если Конрад сам кончает с собственной жизнью, то Курц даёт Уилларду избавить себя от дальнейших душевных страданий.
Любопытный факт: сыгравший Курца актёр Марлон Брандо толком не читал сценарий и не готовился к роли, и большая часть его реплик являются импровизацией. На удивление, даже при этом образ Курца в его исполнении вышел довольно колоритный, и был расхвален многими критиками.
Фильм "Взвод" - произведение другого плана, главной задачей которого стало изобразить борьбу тёмной и светлой стороны внутри человека. Главный герой - Крис Тейлор, - был списан Оливером Стоуном с самого себя. Сначала Тейлор предстаёт перед нами как наивный юнец, происходящий из обеспеченной семьи, но добровольно бросивший колледж и записавшийся добровольцем во Вьетнам - чтобы сражаться за правое дело. При этом он является идеалистом и испытывает чувство несправедливости от социального расслоения, при котором такие, как Крис, могут остаться в спокойствии и сытости, в то время как простым выходцам из рабочих семей приходится отдуваться на полях сражений. Отправка Криса во Вьетнам становится в какой-то мере социальным протестом против неравенства. Правда, его светлых порывов среди сослуживцев никто не ценит - напротив, считают сумасшедшим человека, добровольно попросившегося в этот ад.
Но во Вьетнаме Крис, как и Стоун, сталкивается всё с тем же неравенством - угнетением, расизмом, и пресловутым моральным разложением. Сослуживцы не видят во вьетнамцах людей, называют Тейлора слабаком, если он отказывается убивать или насиловать местных. Расовое напряжение в той или иной форме присутствует также между белыми и чернокожими солдатами.
Штаб-сержант Барнс и сержант Элайас - это олицетворение метаний в душе главного героя и его борьбы с самим собой. Они противостоят друг другу на протяжении всего фильма, по сути являясь по отношению друг к другу антагонистами.
Если Элайас - хороший человек, который мягок к своим подчинённым, выступает против насилия над местными, всё больше разочаровывается в политике своего государства и начинает считать, что США проиграют эту войну, то Барнс - это сама жестокость, он готов расправляться с местными и даже убивать детей, он никогда не осуждает своих солдат за какие-либо военные преступления, он считает, что только таким, жёстким и бескомпромиссным способом, можно выиграть эту войну. (И теперь я, кажется, знаю, откуда берёт начало фишка со злым и добрым командиром).
Глядя на них, Крис Тейлор должен определиться, на чью сторону он встанет, кто он в душе. Первоначально он восхищается жёстким Барнсом, а разозлённый гибелью сослуживцев во вьетнамских ловушках, участвует в рейде на ближайшую деревню - но останавливается в тот момент, когда чуть не доходит до убийства покалеченного сумасшедшего, который всё время ухмыляется и тем бесит Тейлора.
В этот момент Крис понимает, что существует грань, переступив через которую он превратится в Барнса и его сторонников окончательно. И Крис не даёт утянуть себя на тёмную сторону, выдерживая все насмешки. Начинается его сближение с Элайасом, философией и моральными устоями которого Крис постепенно начинает проникаться. К концу фильма Тейлор будет отождествлять Барнса и Элайаса как "двух своих отцов", понимая, что в нём есть частичка каждого, и эти противоположные качества борются в нём - и он сам не уверен, какая из сторон в его душе в итоге одержит верх. Всё это время рядом с ним были такие люди, как Барнс и Банни, которые использовали войну для удовлетворения своих садистских наклонностей, и Банни сам говорил, что ему нравится во Вьетнаме, где он безнаказанно может делать всё, что хочет. А были такие, как Элайас, которые всё ещё старались быть людьми столько, сколько это возможно.
Зло символически одерживает верх - Барнс использует момент и убивает Элайаса, сваливая его убийство на вьетконговцев, но затем расправа настигает Барнса - во время финального боя он также пытается, улучив момент, убить и Тейлора (и красный отсвет в его глазах подчёркивает дьявольскую сущность Барнса), а уже после боя Крис встаёт над Барнсом и расстреливает его, пока этого никто не видит. Тейлора демобилизуют - и он сам не знает, что будет с ним дальше, победит внутри него Элайас или Барнс.
Первая четверть фильма "Цельнометаллическая оболочка" посвящена подготовке новобранцев к отправке во Вьетнам. Жёсткая, бесчеловечная муштра, призванная превратить новобранцев в не задающих вопросов убийц. Давление системы на человека и попытка унификации всех под единый стандарт.
Несмотря на то, что инструктор по боевой подготовке сержант Хартман выставляется в фильме кем-то вроде злодея, я не считаю его таковым. Он - не создатель и не руководитель этой системы, а лишь её продукт. Он делает всё, чтобы повысить шансы вверенных ему солдат на выживание, и какими бы жёсткими ни были его методы унижений, оскорблений и побоев - этими методами он старается закалить личный состав, выработать иммунитет к стрессу, научить беспрекословному подчинению командиру, ведь во Вьетнаме будет ещё хуже. Он также уважает людей с сильных характером, которые способны отстоять свои убеждения, несмотря на страх, как в случае с рядовым Джеймсом "Джокером" Дэвисом. Бондарчук в будущем спишет с Хартмана своего прапорщика Дегало, правда слишком уж тот вышел психически нестабильным, в отличие от Хартмана, который именно что следовал чётко выверенной методике, очевидно, убеждаясь в её эффективности. (Бондарчук вообще много идей и сцен сплагиатил у "Взвода" и "Цельнометаллической оболочки" для своей "9 роты").
Кстати, столь ярким и убедительным образом Хартман обязан сыгравшему его Рональду Ли Эрми, в реальной жизни служившему инструктором по боевой подготовке ветерану Вьетнама.
Сначала кажется, что история фильма будет вращаться вокруг умственно отсталого паренька по имени Леонард Лоуренс, которому Хартман даёт прозвище "Гомер Пайл", или "рядовой Куча", в честь туповатого автомеханика на службе в морской пехоте из американского комедийного шоу. Умственная отсталость Пайла в данном случае символизирует его инаковость, невозможность подвести его под единый стандарт с другими. А тех, кого система не может изменить, она ломает, что и происходит с Пайлом. Ввиду своей умственной отсталости, он всё делает не так и подставляет весь взвод, когда Хартман вводит политику коллективного наказания за проступки Пайла. Тогда озлобленные сослуживцы ночью избивают Пайла, нанося ему непоправимую душевную травму.
В дальнейшем начинает казаться, что Пайл встал на путь исправления, "унификации": он поднимает свои навыки стрельбы и заслуживает похвалу Хартмана. Но в действительности душевная травма Пайла уже необратима, и он просто использует систему для того, чтобы своеобразно отомстить ей: так, в итоге он берёт заряженное оружие и убивает Хартмана, а затем застреливает себя. Чем подтверждает итоговую победу системы, уничтожившей того, кого не смогла переделать.
Здесь и выясняется, что главным героем в оставшейся части фильма будет не Пайл, а его сослуживец Джокер. Нам уже показывали как его сильный характер при общении с Хартманом, так и нерешительность во время избиения Пайла (в котором он, тем не менее, принял участие). В Джокере есть как сильная и благородная сторона, так и подлая и трусливая. Собственно, весь образ Джокера олицетворяет собой противоречие. На своей каске он наносит надпись "Рождён убивать", но при этом носит на форме знак мира, распространённый среди антивоенных активистов, и объясняет это теорией двойственности Карла Юнга.
Постоянно говоря о том, что мечтает убить как можно больше вьетнамцев, он во время первой своей стычки во время Тетского наступления признаёт, что ещё не готов к участию в боях. Противоречие олицетворяет и его помощник-фотограф Рафтерман: он явно не пригоден для войны, его тошнит в вертолёте, но тем не менее он добровольно вызывается на передовую и толкает пафосные речи о праведном деле, за которое погибают американские военные - правда, ветераны быстро ставят его на место, советуя вытряхнуть дурь из головы.
Как и предыдущие фильмы, "Цельнометаллическая оболочка" изображает бессмысленную жестокость войны: стрелок вертолёта во время перелёта просто стреляет по всем вьетнамцам, которые попадают в его сектор обстрела, и на вопрос, как он может стрелять в женщин и детей, отвечает, что по ним стрелять проще, ибо на них расходуется меньше свинца.
Общий моральный упадок, непонимание конечной цели борьбы и напряжение как в отношении союзников-южновьетнамцев, так и расовое внутри самих американских войск, также в наличии. При этом пресса, на которую работает сам Джокер, пытается поднять дух американской армии за счёт сильно искажающих действительность статей, подобно тому патриотическому лицемерию, от которого выворачивало полковника Курца в "Апокалипсисе сегодня".
В конце фильма Джокер совершает своё первое и последнее (по крайней мере в рамках фильма) сознательное убийство. По отряду ведёт огонь вражеских снайпер, приманивающий всё новых солдат, подстреливая их товарищей, от огня которого в числе прочих прочих погибает старый приятель Джокера с курса подготовки рядовой "Ковбой". Снайпером же оказывается молодая девушка, которую расстреливает Рафтерман, безмерно радостный оттого, что подстрелил первого в своей жизни "узкоглазого" и спас Джокера от смерти. Правда, восторги Рафтермана никому неинтересны. Принявший после гибели Ковбоя командование отрядом рядовой "Зверь" хочет оставить всё ещё живую снайпершу на медленную смерть, но большинство бойцов начинают испытывать к ней жалость, и Джокер настаивает на том, что нельзя её так оставлять, в итоге из милосердия добивая её.
Это показывает трансформацию Джокера в настоящего убийцу, после чего взвод марширует мимо горящего города, и закадровый голос Джокера рассуждает о том, что ему нравится обстановка, в которой он находится. Он принял правила войны окончательно, и готов в будущем играть по ним сполна.
Интересен тот факт, что изначально Кубрик планировал убить Джокера в конце фильма, но повлиял сыгравший Джокера актёр Мэтью Модайн, заверивший режиссёра, что подлинный ужас войны - это жить с тем, что пережил Джокер. Нечто похожее было в финале "Spec Ops: The Line", где капитан Уокер в конце мог последовать примеру Конрада и застрелиться, либо продолжить жить с грузом тех ужасов, которые натворил.
У всех трёх фильмов есть общие черты: образ северовьетнамцев как врага нарочито обезличен, и на первый план выходят конфликты внутри армейских подразделений, воюющий на чужой земле человек представлен сам себе врагом, который не очень хорошо понимает, за что же он всё-таки сражается. Особенно хорошо мысль о том, что "мы и есть свой главный враг", представлена во "Взводе". Показывается упадок и разложение внутри армии, считающей себя наиболее сильной и морально превосходящей диких аборигенов.
Разумеется, каждый несёт свою уникальную идею: "Апокалипсис" демонстрирует абсурдизм и лицемерие цивилизованности, "Взвод" показывает противостояние зла и добра внутри человека, а "Цельнометаллическая оболочка" рисует двойные стандарты и неопределённость тех, кто им подчиняется. Исходя из чего вынести окончательное решение о том, какой же из данных киноработ присудить звание лучшего фильма, показывающего ужас и бессмысленность войны, становится затруднительно: ведь фильмы хоть и писаны по определённому шаблону, концептуально всё же различны и дают взгляд на проблему такого явления, как война, с разной перспективы. Но поскольку субъектив никто не отменял, то я пожалуй отдам свой голос за "Взвод" - как за фильм, который снимал непосредственный участник боевых действий, и который наиболее ярко показывает внутреннюю борьбу человека, определяющую, сможет ли он остаться собственно человеком после выпавших на его долю испытаний.
Игра "Spec Ops: The Line" имеет особую цену за счёт интерактивности: в ней игрок не просто наблюдает за ужасами войны со стороны, но принимает в преступлениях главного героя прямое участие. Что позволяет куда глубже проникнуться трагедией, понять своего героя и сделать соответствующие выводы. (Хотя многие телевизионщики и яжематери увидят в игре только пропаганду насилия, в общем как и всегда). Поскольку подробнейший разбор "Spec Ops" у меня, напомню, уже есть, я ограничусь лишь общими выводами о морали данной игры: в основу её сюжета легла нелёгкая ноша командира, вынужденного принимать очень жестокие решения во имя выживания своего отряда и выполнения конечной задачи. Правда, как выяснилось позже, он мог и не делать всего того, что делал, но гордыня и амбиции завели его слишком далеко, заставив пожертвовать своей человечностью. Между Уокером и формальным антагонистом полковником Конрадом проводится параллель: они оба хотели признания своих заслуг и пошли дальше, чем было в их компетенции. Игра тоже повествует о бессмысленности и жестокости войны, и в отличие от представленных фильмов не обезличивает врага, а наоборот, прописывает всем сторонам конфликта ясную мотивацию, закладывая мысль, что каждый верит в правое дело, и этой своей бескомпромиссной верой уничтожает всё вокруг себя. К этому всему ещё где-то фоном прибавляется неотвратимая победа стихии.
В один ряд с представленными кинокартинами "Spec Ops" поставить невозможно, поскольку она является игрой и использует свой подход для донесения идей разработчиков, да и местом действия является не Вьетнам. И всё же, у неё есть с этими фильмами неожиданно много общего, и если опять же включить субъективщину, я бы сказал, что именно в интерактивном виде можно наиболее полно передать человеку какой-либо посыл.
Лично я больше ценю именно такие произведения - которые вместо игры в бравурный патриотизм стараются показать реальный ужас и безумие войны и вызвать у человека отвращение к этому явлению. По моему мнению, именно такие произведения должны доминировать и вытеснить в итоге патриотические и пропагандистские поделки, служащие для привлечения людей в армию и зоны военных действий.
Разбор повести "Сердце тьмы":
Подробный разбор игры "Spec Ops: The Line":
Статьи о других произведениях об ужасах войны: