В нашей рубрике уже появлялся такой талантливый сценарист и режиссёр, как Оливер Стоун. Этот человек был во Вьетнаме и не понаслышке знает, что такое война, кем она развязывается и что делает с людьми. В фильме "Взвод" он отразил собственный военный опыт, вложив в него всю собственную боль, горечь и разочарование.
Вторым же фильмом его "Вьетнамской трилогии" стал "Рождённый четвёртого июля", снятый на основе одноимённого автобиографического романа Рона Ковика - ещё одного ветерана Вьетнама, на всю жизнь прикованного к инвалидному креслу и прославившегося как антивоенный активист, который однажды даже сорвал выступление президента Никсона. Ковик принимал активное участие в разработке сценария и был настолько впечатлён убедительной игрой Тома Круза, что подарил ему свою военную награду - "Бронзовую звезду".
Рассмотрим же историю Ковика через призму этого фильма.
Начать следует с того, что Ковик родился 4 июля, сиречь в День независимости США, и с детства впитывал патриотические настроения, мечтая служить своей стране. Его мать была убеждённой католичкой и ярой антикоммунисткой, и имела полноту власти в семье, навязывая свои взгляды всем домочадцам. Ковик с детства рос и под её влиянием, и под влиянием государственной пропаганды. Он всегда стремился во всём быть самым лучшим и тяжело переживал свои неудачи, ибо всё время испытывал моральное давление со стороны своей матери, подстёгивавшей его отдавать всего себя ради успеха и очень остро реагировавшей на его промахи.
Фильм начинается с того, что маленький Ковик играет с другими детьми в войну, а затем спешит на парад в честь Дня независимости. Проходит шествие ветеранов, и настроение фильма меняется с торжественного на тревожное - Ковик впервые сталкивается с лицом войны и своей будущей судьбой. Он смотрит на инвалидов, которые вздрагивают от звуков салюта, и вовсе не выглядят гордыми и счастливыми. Однако он ещё слишком мал, чтобы в полной мере осмыслить то, что разворачивается на его глазах.
Но вот фильм совершает скачок во времени, и Ковик уже заканчивает школу. Он вдохновляется речью президента Кеннеди, в которой звучат слова "Не думайте, что страна может сделать для вас - думайте, что вы можете сделать для неё". И окрыляется идеей записаться в морскую пехоту и служить своей стране во Вьетнаме. Мать поощряет его решение, говоря, что сам господь направил её сына на борьбу с коммунизмом.
И вот, Ковик во Вьетнаме. И видит совсем не то, что ожидал. Фильм не концентрируется долго на военных событиях, уделяя им несколько минут, но передавая самые важные и определяющие эпизоды в жизни Ковика-морпеха. Первым становится инцидент, когда его взвод по ошибке расстреливает мирных жителей в деревне. Это событие по-настоящему шокирует и Ковика, и его сослуживцев. Сержант тем временем орёт на солдат, убеждая, что это была случайность и они ни в чём не виноваты, и запрещает Ковику забрать младенца и унести его в безопасное место. Взвод отходит, бросая раненых жителей деревни на произвол судьбы. Затем, при отступлении, в неразберихе Ковик случайно убивает своего. Ну а уже потом, в другой стычке, получает фатальное ранение, парализующее его ниже груди.
В госпитале Ковик сталкивается с очень плохими условиями содержания и ухода за пациентами. Ему говорят, что правительство экономит на раненых и больных из-за тяжёлых условий войны. Но, сверх прочего, он сталкивается с полным равнодушием персонала, который совершенно не волнует, где Ковик воевал и за что. Такое обращение после всего, что он сделал для страны, становится едва ли не самым тяжёлым ударом.
У Ковика развивается ПТСР. Узнав, что он не сможет не только ходить, но и иметь детей, он отчаянно пытается вновь начать ходить за счёт интенсивных тренировок. Но безуспешно, разумеется. После возвращения домой у него развивается депрессия и усиливается психическое расстройство. Он всё ещё верен своим идеалам и возмущён действиями антивоенных демонстрантов, которые показательно сжигают американский флаг. Его девиз - "Люби страну, или убирайся". Такой, что называется, ватник... или, вернее, матрасник... так, а ну тихо.
Ковик принимает участие в параде уже в качестве ветерана, и смотрит на него совсем с другой стороны - с той, с которой на него смотрели ветераны на параде из детства. Он так же вздрагивает от звуков салюта, а во время речи на него накатывают яркие флэшбеки.
Ковик взбешён тем, что окружающим, по сути, всё равно. Они живут своей спокойной размеренной жизнью, и их совершенно не волнует, что происходит во Вьетнаме. И сам Ковик им не очень интересен. Ковика это возмущает - он ведь принёс себя в жертву стране, сражался за всех этих людей, но для них это ничего не значит. Брат и несостоявшаяся девушка Ковика принадлежат к антивоенным активистам, а друг открыто высказывает Ковику, что тот искалечил свою жизнь ради дешёвой пропаганды.
Во время акции протеста против войны Ковик становится свидетелем крайне жестокого обращения полиции с митингующими, что является первым звоночком для расшатывания устоев, на которых строится его мировоззрение.
Впрочем, на самом деле Ковик не был в гуще событий, а наблюдал за избиениями митингующих по телевизору - что его шокировало, - а такой персонаж, как Донна, вообще является вымышленным. Так что осторожнее - в некоторых деталях фильм не следует автобиографии Рона Ковика, ради более глубокой передачи драмы.
Он начинает беспробудно пить и обвиняет свою мать в том, что она оказывала на него влияние, побудившее его отправиться на войну ради людей, которым на него наплевать. Он впадает в глубокую депрессию. Он начинает осознавать, что его идеалы были навязанной властями ложью. И что он, поверив этой лжи, добровольно искалечил собственную жизнь.
В фильме присутствует ещё один вымышленный момент - признание Ковика родителям солдата, которого он по ошибке убил. Так Стоун пытался углубить внутренний конфликт Ковика и лучше передать его мотивацию.
Ковик присоединяется к движению за мир, принимая участие в демонстрациях, и теперь уже на своей шкуре испытывая все прелести свободы и демократии. Его тоже избивают, клеймят предателем и высказывают сожаление по поводу того, что он не умер во Вьетнаме. К Ковику приходит понимание, что т.н. патриотам совершенно плевать на людей и жертвы - их волнует только фанатичное следование идеологии.
И всё же, обладая несгибаемым духом, Ковик запасается мужеством и терпением для долгого противостояния прикрывающейся за идеалами свободы диктатуре и попыткам заставить его замолчать. Он проходит очень нелёгкий путь к тому, чтобы иметь возможность высказаться всей стране и заслужить её понимание. Так происходит его становление - полученная во Вьетнаме травма помогает ему осознать ценность человеческой жизни, глубину лжи политиков и наполняет его жизнь действительно стоящим смыслом - заключающимся в попытках остановить войны и добиться взаимопонимания среди людей.
Статьи о других произведениях об ужасах войны: