Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Кто кормил пиратов Кригсмарине

Без этих судов были бы просто невозможны те успехи, которых достиг германский флот на океанских просторах. Хорошо англосаксам - их базы и союзные государства были разбросаны по всем берегам, а как быть таким странам, как Германия или СССР? Немного отвлекаясь, всё же вспомним, что во 2-ю Мировую войну советский флот никаких подобных задач, кроме перехода подводных лодок с Тихого океана на Северный флот через Панамский канал, не решал. Так что и специальные суда снабжения ему были никчему. Зато когда уже в послевоенное время он таки вышел в Мировой океан - они были построены. Сколько их стояло хотя бы на Угольной пристани в Севастополе...

Другое дело немцы. Ещё перед войной была заложена серия снабженцев типа "Дитмаршен". Построить смогли только пять, войну пережили два. Заканчивая небольшой цикл статей на эту тему, хотелось бы сказать вот что. Бывает, построена серия однотипных кораблей, но одним уготована серенькая судьба, ничем особым они за свою службу не отметятся. А история других засверкает всеми гранями необыкновенных событий.

Сегодня вспомним о Troßschiff (судно снабжения) "Нордмарк". Все его ТТД я изложил в предыдущей статье о его братце "Альтмарке". Так что давайте лучше о всяких подробностях его непростой истории, а также немного о кораблях, с которыми его столкнула служба на морских просторах.

Изначально он назывался "Вестервальд". Вестервальд (Западный лес) - это горно-лесистая местность на правобережье Рейна. Места в Германии популярные, занимают заметное место в немецкой культуре, они упоминаются в сказках братьев Гримм, о них сложены песни. Например, "Вестервальд марш" :)

Ничего нацистского в нём нет, типичный бодрый немецкий военный марш, с залихватским присвистом, в первом куплете которого поётся о том, как бравые ребята решили испробовать новый марш, промаршировав по Вестервальду, где дует такой холодный ветер. Второй посвящён Гансу и Гретель, сердца которых радуют воскресные танцы. Ну, а третий приведу полностью:

3.Когда танцы заканчиваются,
Обычно происходит мордобой,
И о парне, которого это не радует,
Говорят: «Нет в нем настоящей лихости!»

Я так и не научился вставлять музыку в статьи, поэтому ссылку на ролик с этим маршем дам в первом комментарии под статьёй.

В отличие от своих собратьев, "Вестервальд" вместо дизелей имел паровые турбины - надо было унифицировать топливо с новыми паротурбинными линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау», с которыми этот Troßschiff в июне 1939 года участвовал в учебном походе в Центральную Атлантику.

Первым подопечным "Вестервальда" в начале войны был карманный линкор "Дойчланд". Однако поход оказался довольно неудачным, было потоплено всего два судна. После возвращения линкор получил название "Лютцов", а снабженец стал "Нордмарком", под этим именем он и провёл всю войну. Нордмарк - это географическая область на севере Саксонии и часть Бранденбурга.

"Нордмарк" поучаствовал в оккупации Норвегии, а в начале ноября 1940 года прорвался в Атлантику. Верный традициям маскироваться под суда нейтральных государств, он выступал в это время под личиной американского танкера "Прерия". Вот снимок заправки немецких подлодок этим "американцем", что послужила поводом для многих нападок на США за их поддержку нацистов до вступления в войну:

-2

На рубке лодки стрелка показывает её эмблему:

-3

Её тогда носила U-107 под командованием Гюнтера Хесслера, того самого зятя адмирала Дёница, о котором я писал раньше. Когда его подчинённые офицеры сами становились командирами , эту эмблему, считавшуюся "счастливой", они выбирали и для своих лодок.

16 ноября произошла встреча с "Адмиралом Шеером". Карманный линкор к тому моменту утопил вспомогательный крейсер и пять судов из конвоя "НХ-84" и нанёс повреждения ещё нескольким, сумевшим скрыться в темноте. При этом была израсходовано треть боезапаса главного калибра и половина для орудий 150мм. Кстати, помимо судов снабжения, такие рейды обеспечивали ещё и суда метеорологической службы, подход к операциям был по-немецки основательным.

"Нордмарк" встречал корабельный оркестр линкора. Его командир капитан цур зее (капитан 1 ранга) Теодор Кранке и командир снабженца корветтенкапитан (капитан 2 ранга) Грау лично знали друг друга. Пока они общались в салоне линкора, происходила передача топлива, боеприпасов и другого снабжения. При этом "Нордмарк" тащил линкор на буксире, чтобы в случае опасности процесс отшвартовки был наиболее простым и быстрым . Нефтепродукты перекачивались по шлангам, а снаряды и торпеды перевозились на малых плавсредствах.

Не обошлось и без приключений. Один из 280мм снарядов сорвался со стропа и упал обратно в трюм "Вестервальда" к ужасу присутствующих. Но с ним нчего не произошло, чего нельзя сказать о бочке с пивом, которую постигла такая же участь, но вот она разлетелась вдребезги. Команда снабженца щеголяла в американской форме, а на мачте болтались 46 акульих хвостов. Йохан Бреннеке и Теодор Кранке впоследствии написали книгу «Карманный линкор "Адмирал Шеер" в Атлантике», где приводится масса интересных подробностей.

-4

Нельзя не упомянуть и о рейде линкора в наши северные воды в 1942 году. Кроме расправы над ледокольным пароходм "Сибиряков"

-5

и обстрела Диксона ничего он там добиться не смог. А вот тогда, во взаимодействии с "Нордмарком", продолжил самый успешный поход военного рейдера из всех состоявшихся. Были потоплены ещё ряд судов и захвачен транспорт-рефрижератор "Дюкеза" с ценнейшим грузом - 3500 тонн мороженой говядины и 15 миллионов яиц. Это произошло 18 декабря и ещё два месяца немцы таскали плавучий холодильник за собой. Упоминается немецкий матрос, сумевший сожрать яичницу из 46 яиц, а также, что и самого гроссадмирала Редера угостили яичницой гулливеровских размеров после возвращения из рейда.

Причём таскали и в буквальном смысле слова - когда на нём стал кончаться уголь, его брал на буксир "Нордмарк", а в топки транспорта летело всё, что может гореть, чтобы получать электроэнергию для холодильных машин. Кстати, подобная же добыча попадалась и рейдеру "Пингвин" - транспорт "Маймоа", его груз составил 5 000 тонн замороженного мяса, 1 500 тонн масла, 1 500 тонн зерна, 16 миллионов упакованных яиц и 100 тонн штучной продукции. Оба яйцевоза в Германию отправить не удалось и они были потоплены.

А всего за тот поход "Нордмарк" совершил 41 операцию по пополнению запасов рейдеров («Atlantis» «Kormoran» «Pinguin» «Thor» «Widder»), блокадопрорывателей, немецких и итальянских подводных лодок. 18 мая 1941 года он вошел в Бискайский залив, откуда под эскортом немецких миноносцев совершил переход в Гамбург. Он находился в море 212 дней и оставил за кормой 33 664 морских мили, что стало абсолютным рекордом.

С 1942 года он действовал в основном в Норвегии, а в апреле 1945 года был захвачен англичанами в Копенгагене. Судно с такими качествами пришлось им по душе, ничего подобного они не имели. Поэтому под названием "Northmark" его сперва переоборудовали, потом после краткого нахождения в резерве включили в состав ВМФ под именем "Булавайо". Вот он готовиться к бункеровке британского авианосца "Глори":

-6

Однако эксплуатация его паротурбинной установки представляла для англичан определённые проблемы, в 1955 году он пошёл на металлолом.

А первое его имя не было забыто. В составе современного немецкого Бундесмарине с 1967 года служит судно снабжения "Вестервальд":

-7

Первые статьи цикла:

Как переплетались истории кораблей, судов, людей и корабельных животных

О сухогрузе Черноморского пароходства и двух его братьях, знаменитых рейдерах Кригсмарине

О втором знаменитом рейдере Кригсмарине. Окончание.

................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь