Внимание! Конкурс фотографий для подписчиков! Приз - книга автора о волках!
Взяться за эту тему заставило обилие некомпетентного, биологически неграмотного материала, буквально заполонившего интернет, в частности Дзен. Чего только не пишут диванные эксперты про волков! Выделяют альфа- и бета- самцов и самок, усматривают разделение членов стаи по социальным ролям, чуть ли не по профессиям. Это и волки-охранники и волки-дозорные, вот только до волков-знаменосцев еще не додумались! Впереди волчьей стаи, по их мнению, идут слабые и больные, жертвующие при опасности своими жизнями. Некоторые обобщения и выводы основываются на наблюдениях за волками в искусственной среде, в вольерах или на исследованиях, подобных изложенному в книге писателя Фарли Моуэта «Не кричи волки». Мне просто надоело писать комментарии к текстам авторов, которые, судя по всему, волков видели только в зоопарке, поэтому изложу здесь все, что хотел сказать по этому поводу. Несколько слов о собственном уровне компетенции. По волчьим следам я прошел не одну сотню километров на лыжах, проводя тропления волков в Унженско-Ветлужском междуречье. В дальнейшей жизни, работая охотоведом и научным сотрудником, тропил волков и охотился на них со снегоходов и окладным методом, с флагами, а бывало и псковским загоном, с одним стрелком и одним загонщиком. Волков видел много раз, не раз их добывал, по следам отслеживал результаты их охот на копытных. Приходилось проходить немало километров и по следам диких собак и волкособов.
Итак, что же такое на самом деле волчья стая. В первую очередь, это семейная группа, состоящая из пары родителей и их потомства нынешнего и предыдущего годов. В русском языке имеется устоявшаяся терминология, обозначающая групповую принадлежность каждого из членов этой семьи. Пара взрослых волков, отец и мать, называются матерыми. Он – матерый волк, она – матерая волчица. Чаще всего эти слова используются без добавления слова волк и волчица, просто матерый и матерая. Это тот же случай, когда нашу национальную принадлежность определяет прилагательное «русский», без добавления слова человек. Итак все понятно, раз русский, значит человек, раз матерый – значит волк. Совершенно естественно, что оба матерых – это и есть альфа-самец и альфа-самка, ну а как еще в семье может быть по-другому? Никакой смены ролей, пока живы матерый и матерая быть не может. Но в случае гибели одного из них, оставшийся волк находит себе нового партнера, тем более, что подрастающая молодежь есть в соседних стаях. Популяционный резерв, состоящий из свободных, не связанных еще моногамными отношениями и территориальными правами молодых особей у волков довольно велик, составляя до трети популяции, именно поэтому так сложно снизить численность этого вида в природе. Ведь если от всей волчьей стаи останется только один матерый волк, он сможет найти себе новую самку и приведет ее на свою территорию. А уже через год здесь будет новая волчья стая. То же самое произойдет, если уцелеет только одна матерая. Она тоже сможет найти себе партнера. В случае, если в округе очень низкая численность волка, матерая, оставшись одна, может в период течки спариться с собачьим кобелем. Как известно, между волком и собакой нет изоляции на генетическом уровне, они дают жизнеспособное плодовитое потомство. В этом случае волчица выкормит в логове гибридов, так называемых волкособов, которые могут быть еще хитрее и опаснее волков. Волчья стая может сохраниться даже в том случае, если на территории уничтоженной семьи останется один из переярков, причем неважно мужского или женского пола. Главное, что он как бы наследует территорию, ведь хорошо ее зная, он также способен создать здесь моногамную пару с партнером из популяционного резерва.
Помимо матерых, в стае живут их дети. Потомство текущего года в русской охотничьей терминологии называется сеголетками или прибылыми. Это молодые волки, щенки, родившиеся в логове у матерой где-то в конце марта – начале апреля. К осени они становятся размером со среднюю лайку, но конечно же, силы и умений, необходимых для самостоятельной жизни у них еще нет. Жить в составе родительской стаи прибылые будут два года. Выжить они могут только в стае, под присмотром и покровительством родителей и более старших братьев и сестер.
А вот старшие братья и сестры – это прибылые прошлого года. Они называются переярками, то есть пережившими уже одну зиму. Это почти взрослые волки, способные к самостоятельной жизни. Они покинут стаю при появлении у матерых нового потомства на третьем году своей жизни. С уходом их в самостоятельную жизнь прошлогодние прибылые занимают их место и становятся переярками. При этом в логове у матерой подрастают щенки, новые прибылые.
В отличие от собак волки строго моногамны. Самец и самка, пока они оба живы, верны друг другу. В случае вторжения на их семейную территорию другого волка-самца, отпор ему дадут оба партнера. Причем волчица будет драться плечом к плечу со своим самцом и вдвоем они одолеют любого, даже более сильного противника. Здесь кроется коренное отличие волка от собаки, самки которой, в силу своей полигамности, в период течки могут спариваться с разными кобелями. Волчица, даже в период течки, своему партнеру не изменит, совместно отстаивая их общую территорию.
Волки не только моногамны, они еще и строго территориальны. Каждая стая имеет свою территорию, площадью до двух-трех сотен квадратных километров. По этой территории стая кочует, появляясь в одних и тех же местах с интервалом в 7-10 дней. В летний период, когда у матерых в логове маленькие щенки, взрослые живут в районе логова, на коренной территории, которая значительно меньше по площади. В это время их потомство прошлого года, ставшее переярками, ведет самостоятельную жизнь на остальной территории стаи. А молодые волки, бывшие переярками в прошлом году, начинают самостоятельную жизнь и уходят с территории семьи. На периферии территории стаи находится довольно обширная буферная зона, отделяющая участки одной стаи от другой. Это нейтральная земля, которую в равной степени могут использовать представители соседних стай, а также молодые нетерриториальные, бродячие особи из популяционного резерва. Здесь же доживают свои дни старые, перешедшие к одиночной жизни волки. Такие одиночки нередко поселяются вблизи человеческого жилья, добывая овец, коз, домашнюю птицу, а также кошек и собак.
Все что здесь изложено, относится к волкам лесной зоны. В тундрах ситуация несколько иная. В связи с тем, что основная их добыча в тундре – северные олени, тундровые волки менее территориальны, соседние стаи могут объединяться в более крупные группы, идущие вслед за мигрирующими копытными. Поскольку тундровыми волками мне заниматься не приходилось, не буду углубляться в эту тему.
О реальной или мнимой опасности при встрече с волками я расскажу в следующий раз.
В наших материалах вы найдете не только общеизвестные факты о животных, но и результаты собственных наблюдений, уникальную информацию, которую вы больше нигде не встретите.
Подписывайтесь на наш канал и вы первыми узнаете о новых публикациях. Пишите комментарии, задавайте вопросы и ставьте лайки.
Другие материалы нашего канала о волках:
Последняя охота старого волка https://zen.yandex.ru/media/id/5f1b54f4a12b621c4715ab68/posledniaia-ohota-starogo-volka-5ffb5fd4fe4e686f6adb2e90
Вестомшинская волчица https://zen.yandex.ru/media/id/5f1b54f4a12b621c4715ab68/vestomshinskaia-volchica-5ffa1dadbb14d54ffb8fc889
Наши тексты оригинальны, здесь нет перепостов, использования непроверенной информации и плохого русского языка.