"Ход королевы" - лучшее, что я видел в этом году. Этот семисерийный мини-сериал превосходен во всех отношениях. Он основан на романе 1983 года Уолтера Тевиса, режиссёр и сценарист Скотт Фрэнк ("Маленький человек Тейт", "Достать коротышку", "Вне поля зрения", "Марли и Я", "Логан") не только мастерски адаптировал книгу, написав каждый эпизод, но и снял их.
Трейлер сериала:
Скотт Фрэнк недавно был гостем подкаста Scriptnotes (эпизод 476), созданного сценаристами и продюсерами Джоном Огастом и Крэйгом Мэзином. Вы можете послушать это интервью здесь.
Все трое увлекательно беседуют не только о "Ходе королевы", но и о сценарном ремесле. Например, они углубляются в тему написания сцен и используют начальные страницы сценария пилота в качестве примера:
Вот выдержка из комментариев Джона и Крэйга по поводу этих сцен:
Крэйг: вот, что мне нравится в этих страницах, так это то, насколько они динамичны. Имеется в виду то, как мы говорим о динамике в музыке. Мягкий. Громкий. Тихий. Спокойный. Игривый. Быстрый. Медленный. Темп постоянно меняется. Мы в темноте, а потом на свету. А потом получаем ещё больше света, потому что шторы раздвигаются. И тогда героиня меняется от растрепанной к великолепной. Мы переходим из маленького пространства в большое. Мы переходим от тишины к звукам фотовспышки. И когда я вижу строчку "а теперь мы слышим один звук", а слово "один" выделено курсивом, - жужжание камер. Дюжина фотографов, собравшихся у входа, снимают её.” Я вижу это. Я слышу.
Я не только вижу и слышу его. Я знаю, где все стоят. Это самое прекрасное. Если вы пишете хорошо, это значит, что вы видели и слышали свою сцену так ясно, что люди, читающие это, могут видеть и слышать это так же. В том-то и дело. И я стараюсь изо всех сил подражать этому методу.
И, Джон, мы с тобой много говорили о переходах. И здесь каждый отдельный номер сцены, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, на первой и второй страницах есть переход. Все до единого. И это переход — даже как, например, переход между 6 и 7 не просто из коридора в гигантский бальный зал. Но это перемежается “сотней голов, поворачивающихся к ней" в этом бальном зале, когда двери открываются. Вот о чём я говорю.
Джон: давай проясним, ты говоришь, что не нужно буквально писать "ПЕРЕХОД:" или "СКЛЕЙКА:".
Крэйг: в этом нет необходимости.
Джон: мы не видим ничего подобного на этих двух страницах. Вместо этого всё естественно, логически, перетекает из действия в действие и мы можем чувствовать переходы, перемещающие нас из одного момента в другой момент. И это кажется естественным. Всё движется.
Крэйг: да, как будто "ПЕРЕХОД:" (CUT TO:) - это на самом деле не переход. CUT TO - это просто обозначение того, что переход вот-вот произойдет. Но сам переход определяется разностью вещей и происходящего. И поэтому то, что Скотт делает здесь- очень, очень хорошо, и мы будем продолжать говорить о нём так, как будто его здесь нет —
Скотт: Отлично.
Крэйг: тут всё продумано, это редко кто делает — показывает разницу между вещами, переходя от сцены к сцене. Вот что я имею в виду, говоря о завершении. Это полноценные страницы. Всё было продумано до мелочей. Мы действительно много говорим о специфике. Иногда мне кажется, что слово "специфика" становится слишком общим в ироническом смысле, потому что его можно применять по-разному. Поэтому, чтобы просто дать немного больше конкретики, то, что он делает, - это постоянно думает о том, насколько сцена большая или маленькая, насколько тихая или громкая, насколько пустая или полна людей. Выстраивается мощная динамика. В какой-то момент динамика сильнее, когда мы наблюдаем за маленькой девочкой, и ослабевает, когда мы оказываемся в комнате, которая полна людей. Каждый момент завершается так. Вот как нужно писать.
Всё, что вам нужно сделать, если вы хотите быть хорошим сценаристом, - это следовать этим маленьким подсказкам.
Вывод: написание сцены - это не просто закрепление её структуры-начало, середина, конец. И не только в том, чтобы знать, почему каждый персонаж существует внутри сцены и какие у них цели, в чём заключается центральный конфликт или напряжение, когда входить в сцену и когда выходить из неё.
Все это очень важно. Однако для создания сцен, которые не только двигают сюжет вперёд, но и заставляют читать сценарий дальше, нужно обращать внимание на тон ... атмосферу… и эмоции.
Вот ещё одна сцена из "Хода Королевы":
Рассмотрим следующие строки описания сцены:
- Она подходит ближе, тень ее головы падает на доску.
- Он произнес это слово так, словно откусил что-то гнилое.
- Бет наблюдает, как он разглядывает осколки. Неподвижно. Как будто он их ненавидит.
... держит его так, словно держит за хвост дохлую мышь…
Тон. Атмосфера. Эмоция. В сочетании с диалогом персонажей описание сцены приглашает нас в мир истории и показывает психологический подтекст момента.
Я надеюсь, что Netflix выложит сценарий всех семи эпизодов, чтобы мы могли учиться писать так же естественно и интересно.
Если вы ещё не смотрели "Ход Королевы", то поставьте его в начало вашего списка. Это действительно чудесная история.
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.