Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Совершенно невероятные староверы и свободная любовь

Думаете, свободная любовь – это достижение ХХ века? Так сказать, победа сексуальной революции во всем мире? Как бы не так! В конце XIX века в отдельно взятом городке Корчеве Тверской губернии свободная любовь между мужчинами и женщинами считалась основой та­мошней жизни...

Как ни пыталось россий­ское государство бо­роться с раскольничьими сектами, плохо это получалось. И анафеме их в церкви предавали, и посы­лали солдат «зачистить тер­риторию», и раскольничьи скиты закрывали, и мо­нахов-старообрядцев заковывали в кандалы, а сектанты переходили на новое место, собирали но­вых последователей – и все заново.

Обычно старообрядчество (староверство) связывают с фанатичным убеждением: моя вера истинная, за неё готов на любые муки, и самый яркий пример – Аввакум и самосожжения.

"Огненный протопоп" Аввакум
"Огненный протопоп" Аввакум

В XIX веке в Центральной России существовало более 30 наименований не признанных официальной церковью сообществ верующих: скоп­цы, нетовцы, хлысты, молока­не, субботники и множество прочих, но «любушкино согласие» было явлением совершенно уникальным. Название секта получила от ста­ровера Любушкина, жителя подмосковного села Преоб­раженского, но это название удивительно совпало с сутью его учения.

Брак, как объяснял духовный учитель, совершается не в молель­не, когда молодых в процессе длинного и бессмысленного обряда соединит посторонний человек, а между двумя людьми, когда они говорят друг другу слова любви. Такой брак действительно за­ключается на небесах, пото­му что он чистый, настоящее единение душ. И пачкать его плотским грехом нельзя. Ибо после обетов стано­вятся муж и жена одним су­ществом. Обретают духовную целостность. И живут потом в духовном браке, как анге­лы на небесах. Так что физическое соединение между духовными мужем и женой, по Любушкину, – это кро­восмешение.

Вряд ли бы многие после­дователи увлеклись таким истинно духовным сожитель­ством, потому Любушкин лу­каво добавлял: однако мужу и жене не возбраняется удов­летворять требования пло­ти, но только с тем, с кем они в браке не состоят. Любовь – это высшая благодать, кото­рой нужно делиться со всеми, кого любишь. И имел в виду проповедник уже не духовную, а плотскую любовь, в которой не видел никакого греха, толь­ко радость. Разумеется, поучения Любушкина быстро нашли своих слушателей и последователей. Причём не только среди молодёжи. Нашлись и яростные противники – и в официальной церкви, и среди раскольни­ков. Оппоненты сразу назва­ли настоящее имя любовных изысканий Любушкина – блуд и срам.

И пришлось учителю и его последователям перебраться в маленький тверской городок под названием Корчева, ныне ле­жащий на дне Иваньковского водохранилища.

-2

Вот тут-то «любушкино со­гласие» нашло действительное полнейшее согласие и народную поддержку. В Корчеву стали бежать за­мордованные крестьянские жены, которые пополняли со­общество и тут же открывали души и тела Богу (и всем желающим). Присоеди­нялись к согласию и мужич­ки, которым тоже очень по­нравился такой стиль жизни. Свальный грех процветал во всей красе.

Впрочем, «любушкино со­гласие» особо относилось не только к удовлетворению половых потребностей, но и к вопросам питания. Если большинство беспоповцев не употребляли мясо, то в Корчеве ели мясо много и с удовольствием. И – что у раскольников тоже считалось предосудитель­ным – «согласие» вовсю гоня­ло чаи, мужчины курили, и все вместе баловали себя вином. Уж винопитие-то эти предки считали грехом, почти равным блуду. А «любушки­но согласие» видело в вине еще одну огромную радость. Впрочем, посты эти сектанты соблюдали так же, как и все прочие староверы. И молились так же истово, как и их собратья.

После революции никакого «согла­сия» в Тверской области уже не имелось –борьба с «опиумом для народа» добралась и до них.

Следы этой секты в наши дни обнаружились за Уралом (см. док. фильм «Любушкино согласие» 2008 г.).