Найти в Дзене
Ликбез

Адская кухня Колымы

Сейчас здесь нет действующих вулканов, если не считать геотермальной активности, а раньше это был грандиозный вулканический пояс. В этом нетрудно убедиться, проехав по Тенькинской трассе с её завораживающими сопками и перевалами. Это камчатская вулканическая активность, а фото ниже сделаны мной в районе Карамкена, 100 км севернее от Магадана.
Сейчас здесь нет действующих вулканов, если не считать геотермальной активности, а раньше это был грандиозный вулканический пояс. В этом нетрудно убедиться, проехав по Тенькинской трассе с её завораживающими сопками и перевалами. Это камчатская вулканическая активность, а фото ниже сделаны мной в районе Карамкена, 100 км севернее от Магадана.

Доктор геолого-минералогических наук А. А. Сидоров:

«В последние пятнадцать лет на Северо-Востоке была выявлена новая, неизвестная золоторудная провинция. Она связана с древним вулканическим поясом, протянувшимся по северному побережью Охотского моря и затем через верховья рек Омолон, Анадырь, Чаун, Амгуэма до самой восточной точки нашей страны на Чукотском полуострове. Геологи назвали его Охотско-Чукотским вулканическим поясом. Этот гигант бушевал многие десятки миллионов лет. Только предсмертная агония его длилась несколько миллионов лет. В то время многие участки Охотского побережья и Чукотки были залиты лентами черных и темно-серых базальтов, Период же расцвета его сил ознаменовался щедрыми извержениями разноцветных лав и туфов. На белые, зеленые, коричневые, красные туфолавовые скалы можно вдоволь насмотреться по дороге от Магадана до Усть-Омчуга. Наш областной центр расположен в пределах этого вулканического пояса.

-2

За свою долгую жизнь Охотско-Чукотский гигант накопил много тайн и массу сокровищ, которые тщательно запрятал. Геологи начали находить их сравнительно недавно. Одним из первых, кто силой разума почувствовал эти сокровища, был Юрий Александрович Билибин. Деловито записал он в своем отчете за 1933 год тяжелым геологическим слогом: «Если припомнить, что эпитермальные месторождения в громадном большинстве случаев (Новая Зеландия. Мексика, США, Япония, Трансильвания и т. д.) связаны именно с третичными эффузивами, что в США эти эффузивы приурочены к более жестким участкам, зажатым между отдельными ветвями верхнемезозойской складчатой зоны, что эти месторождения являются исключительно богатыми по содержанию металла и крупными по общим его запасам, то станет понятным, что палеоценовая эффузивная толща Северо-Востока может привлекать взгляды не только чистого петролога, но также геолога-поисковика, работающего по золоту».

Вулканический пояс оказался богат не только золотом, но и серебром, ртутью, оловом и другими ценными металлами. Но прежде, чем это стало известно, геологам пришлось словно заново «пережить» многомиллионную историю вулканического пояса, эпоху за эпохой: изучить в деталях былой характер уснувшего гиганта, исследовать его адскую кухню — и подземную и наземную, представить снова живыми давно разрушенные временем вулканы, почувствовать дыхание палящих туч, грозных извержений. И вот только тогда начали раскрываться тайны и клады гиганта.

-3

Золото вулканического пояса в найденных месторождениях обычно настолько тонко рассеяно в породе, что в большинстве случаев простым, невооруженным глазом (и даже в лупу) видеть его не удается. Там же, где в редких случаях золотинки удавалось рассмотреть, они походили на что угодно, но только не на то колымское золото, которое геологи обычно находят. К тому же оно оказалось и низкопробным, состоящим на одну треть из серебра. И только одно чудесное качество этих золото-серебряных кладов привлекало. Геологам давно известно, что скопления золота в породах могут достигать нескольких килограммов на тонну породы. Еще более внушительным бывает содержание серебра, В наших коллекциях уже есть образцы с килограммовыми содержаниями золота. Они имеют зеленоватый цвет, который придает белой жильной породе — кварцу тонкораспыленное золото. Невзрачный вид этих образцов может взволновать только специалиста.

Геологам еще не известно доподлинно, как сформировались растворы, богатые соединениями золота и серебра. Многими ставилась под сомнение даже сама возможность их образования. Тем не менее растворы, обогащенные различными металлами, неоднократно удавалось обнаружить на поверхности и в недрах. Особенно интересный случай произошел зимой 1961/62 года в Южной Калифорнии. Здесь в вулканической провинции с проявлениями термальных источников была пробурена скважина до глубины 1600 метров. При этом был вскрыт горизонт перегретых растворов с температурой свыше 300 градусов. Состав их оказался очень сложным. В ходе трехмесячной откачки в осадок выпало около восьми тонн минералов. В тонне осадка содержалось около 200 килограммов меди, 20 килограммов серебра, 3 килограмма сурьмы, 5 килограммов марганца, 3 грамма золота... В сущности это была богатая руда, полученная прямо из раствора.

-4

Не из подобных ли растворов Охотско-Чукотский гигант создал свои золото-серебряные клады?

Однако почему такое мелкое и невзрачное оказалось золото вулканов? Дело в том, что месторождения формировались вблизи от поверхности, при резких колебаниях температуры и давления. Из-за этого в раствор выпадали мелкие кристаллы, для роста которых нужны стабильные условия.

При размыве основных пород вулканическое золото не образовывало россыпных месторождений: тончайшие его пылинки относились водой, а мелкие пылинки-пластинки даже плавали. Значит, россыпи искать здесь бесполезно. Нужно разрабатывать руды. Начало этому уже положено».