Найти тему
Как устроены медиа

5 приёмов, чтобы текст завирусился в Яндекс.Дзен

Оглавление

Привет всем, кто пишет для Дзена. Собрал для вас пять приёмов, с помощью которых контент зайдёт большому количеству читателей. А если повезёт, то очень большему: про такие случаи говорят «текст завирусился».

Сейчас я главред «Журнала про дело», это бренд-медиа Делобанка. Раньше помогал Альфа-Капитал, ВСК, Rusbase и другим брендам развивать свои информационные продукты. Часть моих личных и редакционных текстов завирусилась на Дзене и в этом тексте я описываю свой опыт.

На фотографии смерч восторга уносит читателей на небеса блаженства. Фото с сайта  wallhere.com
На фотографии смерч восторга уносит читателей на небеса блаженства. Фото с сайта wallhere.com

Вот что я понял о природе «вирусного» контента, работая с Дзеном.

Исходные условия

Итак, мы имеем корпоративный журнал и Яндекс.Дзен.

Яндекс.Дзен — это рекомендательная платформа, на которой можно постить свой контент. Этот контент показывают пользователям  на главной странице Яндекса. Яндекс подбирает контент, который по мнению поисковой системы, соответствует интересам пользователей.

Мы еженедельно публикуем на Яндекс.Дзен статьи и анализируем эффективность публикаций. Некоторые тексты заходят лучше, а некоторые хуже.

Часть текстов читает очень много людей. Такое бывает не каждую неделю, но бывает. Смотрите:

-2

Например, этот текст прочитали 12 тысяч человек. Не дочитали до последней строки, но заглянули в него и прочитали какую-то часть. Это называется просмотры. Двенадцать тыщ не совсем вирус, но уже что-то.

-3

Этот текст прочитали 42 тысячи человек. Вполне себе вирусный текст.

А вот гордость нашей редакции:

-4

Ноярьский дайджест. Текст привлёк внимание 144 тысячи читателей. Когда праздновали, порвали два баяна.

Я проанализировал, почему эти тексты завирусились на Яндекс.Дзене.

Вот что нужно делать, чтобы текст завирусился:

1. Упрощайте текст

У нас лучше всего завирусился ежемесячный дайджест изменений в законодательстве. Казалось бы скука, ан нет.

В дайджесте мы говорим, какие изменения произойдут в законодательстве в следующем месяце. Информация ориентирована на предпринимателей. Все события изложены в их мире: пишем как изменится такой-то закон и говорим, как это отразится на бизнесе.

Например:

С 14 декабря Минздрав изменил правила выдачи листков временной нетрудоспособности: дополнен перечень сотрудников, которые вправе оформить больничный.
Собственники компаний смогут оформить больничный, даже если не работают по трудовому договору. Но и сотрудники с детьми могут дольше отсутствовать на работе — предпринимателям нужно учитывать этот фактор при распределении нагрузки.

Всё сухо и по делу. Однако, информативно и просто.

2. Структурируйте текст

Текст дайджеста структурирован так, чтобы легко можно было понять: что произойдёт, как это повлияет на бизнес и на каком основании произойдут изменения.

Вот какую структуру имеет каждый пункт дайджеста

— Что случилось

— Что это значит для бизнеса

— Основание (ссылка на закон)

Структура повторяется в каждом пункте дайджеста, сколько бы их ни было.

3. Подбирайте подходящее время публикации

Дайджест выходит в последний день каждого месяца. Нам кажется, что со временем мы встроимся в структур медиапотребления нашей аудитории — и читатели привыкнут получать ежемесячные дайджесты. Они будут читать их, готовиться к изменениям и рассылать дайджесты своим знакомым предпринимателям. Ведь в каждом дайджесте полная котомка пользы.

Но мы отвлеклись.

Наш опус с 144 тыс. просмотрами опубликован в пятницу, во второй половине дня.

Есть гипотеза, что публикация совпала по времени с вечером пятницы, получила массовое внимание пользователей, алгоритмы увидели это, подхватили текст, показали новому количеству пользователей — круг замкнулся и текст завирусился.

Эту гипотезу мы ещё не тестировали.

4. Использовать триггеры алгоритмов

Есть гипотеза, что ноябрьский дайджест завирусился из-за двух слов заголовка, взятых в скобки — (вы удивитесь). Гипотеза состоит в том, что алгоритм Дзена лучше реагирует на кликбейтные заголовки.

Я не согласен с этой гипотезой. У нас были и более провокационные заголовки, и тексты с ними не взлетели.

Сейчас мы тестируем эту гипотезу на других заголовках. Но если этот текст прочитают ребята из Дзена, они точно что-нибудь подкрутят, чтобы этот приём не работал. :—)

Ещё одна гипотеза, что если текст начинают лайкать сразу после публикации, то нейронка платформы думает, что это хороший текст и увеличивает показы этого текста. Текст видят и лайкают ещё больше людей, нейронка думает, что этот текст прекрасен и показывает его ещё большему количеству людей. Круг замыкается, текст вирусится.

По моим ощущениям, это тоже не работает. Мы неодократно расшаривали наши посты коллегам, друзьям и партнёрским сообществам с просьбой лайкнуть побыстрее — все лайкали и ни один из этих текстов не взлетел так, как наш ноябрьский дайджест.

Похоже, что всё решает тема публикации. Если тема важна аудитории — текст лайкнут независимо от времени публикации, несмотря на заголовок и невзирая на прочие ухищрения.

Так, получилось четыре пункта. Я обещал пять. Пятый пункт чуть ниже.

Итак, чтобы текст завирусился в Яндекс.Дзене

  1. Упростите текст. Читатели Дзена любят простоту.
  2. Структурируйте текст. Используйте одну и ту же структуру каждого раздела. Это увеличит глубину чтения.
  3. Опубликуйте статью в благоприятный момент — когда все вокруг говорят про это или когда у публики есть возможность это обсудить (на выходных или перед ними).
  4. Подбрите хлёсткий заголовок. Это понравится алгоритмам Дзена.
  5. Призовите удачу.

Пятый пункт самый важный.

_____________________

Пишу как делать корпоративные медиа и зарабатывать на них деньги. Веду телеграм-канал «Кнут и пряник бренд-медиа». Перейти в канал просто посмотреть →