1930/31
Примера: 6-е место, 18 матчей, +7=4-7, 24 — 27
В первый год правления Усеры и руководства Гертцы «Реал» вылетает из Кубка Испании уже на начальной стадии, а в чемпионате выступает хуже некуда, сделав в таблице еще шаг вниз. После первого же матча Саморы в составе «Реала», отмеченного немыслимыми прыжками и потрясающими сэйвами, он становится для инчады избранным. Но уже во второй своей игре (12 октября 1930 года матч региональной лиги с «Атлетико»; наплыв народа на «Чамартин» такой, что полиции приходится силой выдворять со стадиона излишки публики), блестяще отразив пушечный удар форварда соперников Буириа, Рикардо столь неудачно приземляется, что даже не может покинуть поле без посторонней помощи. Почти весь первый круг ЧИ «Реал» вынужден провести без своей звезды. В 7-м туре его матч с «Атлетиком» завершается с результатом, который по сию пору значится рекордным в графе «Самое крупное домашнее поражение» (0:6). И хотя во втором круге удается реванш (4:2 во многом благодаря оправившемуся от травмы Саморе, который возвращается в ворота как раз с восьмого тура), горький осадок все равно остается. Тем паче что усугублен он крупными проигрышами «Расингу» и «Аренасу» и общей отрицательной разницей мячей (за всю историю чемпионатов «Реал» оконфузится таким образом всего дважды: второй раз — через 17 лет). И все же руководство клуба дает Гертце еще один шанс: непредвиденная травма Саморы расценивается как несчастный случай.
1931/32
Примера: 1-е место, 18 матчей, +10=8-0, 37 — 15
В сезоне-31/32 на своем поле «Реал» пропускает всего четыре мяча, да и в гостях его ворота берут лишь одиннадцать раз, что при тогдашней результативности считается сверхпоказателем. И хотя по забитым голам «сливочные» остаются лишь пятыми, чемпионат они выигрывают с отрывом от второго места в три очка и без единого поражения (второй, и последний, случай в истории Примеры; двумя годами ранее такого же успеха добился «Атлетик»). Зато в отношении болельщиков великий вратарь не ошибся — теперь он для них бог. Его имя гремит не только по всей Испании, но и по всей Европе. Доходит до курьезов. В 1934-м Сталин, прочитав в подборке новостей об избрании Нисето Саморы президентом Второй Испанской Республики, молвил: «А-а, это тот вратарь...» Двадцать четыре года спустя Сантьяго Бернабеу купит аргентинца Ди Стефано, чье имя зазвучит еще громче, однако нет никаких сомнений в том, что именно Самора стал первой настоящей футбольной звездой «Реала». В противовес форвардам — каталонцу Алькантаре и баску Горостисе лицом мадридской команды становится голкипер.
Ну и не стоит забывать о Хасинто Кинкосесе, который будет назван лучшим защитником на ЧМ-34 в Италии, и его лучшем друге и напарнике по линии — Сириако, сражавшемся в каждом матче самоотверженно и беззаветно. Вот только в Кубке пока ничего у «Реала» не получается — там безраздельно властвует «Атлетик», продолжающий замечательную серию из четырех победных финалов подряд. Пройдет еще немного времени — и она будет прервана...
1932/33
Примера: 1-е место, 18 матчей, +13=2-3, 49—17
Финал Кубка: «Атлетик» — «Реал» 2:1
В межсезонье Липпо Гертца заглядывает в кабинет президента и просит прибавки к жалованью. Присутствующий при разговоре Бернабеу резонно замечает, что с таким составом с задачей справился бы любой дилетант, даже он сам. Гертца не без юмора парирует: вот сам и тренируй! — и хлопает дверью. Бернабеу на пару с закадычным дружком Педро Льоренте вынужден сменить шикарный костюм на спортивную форму, а офисное кресло — на тренерскую скамейку. Благо после Гертцы остались не развалины, а вполне боеспособный, носящий чемпионский титул коллектив. Но в итоге разум берет верх, и через полтора месяца они уходят, уступая место англичанину Роберту Фёрсту из Ноттингема, последним местом работы которого был сантандерский «Расинг».
Через год «Реал» с успехом подтверждает реплику дона Сантьяго, выиграв Примеру во второй раз подряд. Мадридцы вновь уступают «Атлетику» по результативности, зато по пропущенным никто и близко к ним не стоит. К тому же главный конкурент повержен на «Сан Мамесе» — 2:0, что снимает все вопросы о закономерности общей победы. В отличие от предыдущего сезона, «сливочные» не только ревностно оберегают свои ворота, но и намного азартнее покушаются на чужие. Оливарес с 16 голами в 14 матчах становится лучшим снайпером Примеры.
Но не к нему и не к его партнеру по атаке баску Луису Регейро приковано главное внимание мадридской инчады. В «Реале» появляется очередной интереснейший персонаж, — Пепе Самитьер, первый игрок, перешедший в «Реал» из стана его злейшего врага «Барселоны», причем сделавший это не из- за денег, а по принципиальным соображениям. (Если быть абсолютно точным, то второй. Первым еще в 13-м стал польский хавбек Вацлав Росицки, но сыграл он за «сливочных» всего в одном товарищеском матче, поэтому о нем можно смело забыть.) Чемпион Испании-30 в составе «Барсы», один из сильнейших ее нападающих (по одной из легенд Пепе первым в истории европейского футбола преодолел рубеж в тысячу голов за карьеру) после проигранного «Атлетику» финала Кубка попадает в немилость к тогдашнему тренеру каталонцев Джеку Гринвиллу. Тридцатилетнему левому инсайду прямо заявляют, что в предстоящем сезоне на него не рассчитывают. Словно чертик из табакерки выскакивает Сантьяго Бернабеу, и после непродолжительных переговоров, лейтмотивом которых является слово «месть», Самитьер надевает белую форму «Реала». Он и в Мадриде далеко не игрок основы — всего 6 матчей и 3 гола, — однако, когда 5 марта «Барса» приезжает на «Чамартин», Пепе выходит на поле и двумя голами обеспечивает победу «Реалу» — 2:1.
Бернабеу по жизни жутко ненавидит каталонцев и слова о них доброго скажет. Но Самитьер — исключение из сантьяговского правила! Они становятся друзьями. После смерти Пепе, пока вся Барселона будет скорбеть о великом своем сыне, газеты будут обыгрывать некоторые двусмысленные высказывания его вдовы и предполагать, что селекционер «Барсы» всегда был «двойным агентом», сливая информацию Бернабеу...
«Реал» близок к первому в своей истории дублю, однако в финале Кубка, открыв счет в середине первого тайма (Ласкано, 22), не может устоять против штурма самой мощной в Испании линии атаки, возглавляемой лучшим пиренейским форвардом баском Горостисой. «Сливочные» получают два мяча с интервалом в минуту (Горостиса, 72, Лафуэнте, 73), а отыграться им не позволяют. Еще надо Самору благодарить, что больше не пропустили.
Продолжение: Долгожданная победа в Кубке Испании. Начало 20-летнего кризиса