Найти в Дзене
С Богом по жизни

Святой Дух и иные языки

Оглавление

В наши дни многие любящие Иисуса задают вопросы о практике “говорения языками”. Что такое дар иных языков? Как христиане получили этот дар в церкви первого столетия? Зачем Бог послал им этот дар? Должны ли все христиане стремиться получить такой дар сегодня? Можно ли быть истинным чадом Божьим и не говорить “языками”? Давайте попытаемся честно и серьезно выяснить, чему учит Новый Завет относительно этих и подобных им вопросов, касающихся говорения на иных языках.

Прежде, чем приступить к нашему исследованию, необходимо высказать одно предостережение. Для некоторых говорение на иных языках обладает такой притягательной силой в эмоциональном отношении, что им может быть трудно объективно подойти к изучению этого вопроса. Это может особенно касаться проповедников, которые зарабатывают себе на жизнь, ведя людей к такой практике. Однако, если мы любим истину всем сердцем, то зададим себе честный вопрос: “Чему учит Библия по этой теме?” - и внимательно изучим Новой Завет, чтобы найти то, как отвечает Бог на наши вопросы. Павел предупреждал, что не любящие истину получат “действие заблуждения, так-что они будут верить лжи, да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду” (2 Фес. 2:11, 12).

Проповедники несут ответ перед Богом за то, чему они учат относительно этого предмета, а все люди ответственны за то, чему они предпочитают верить и следовать на практике. Если современная практика говорения на иных языках идет от Святого Духа, тогда каждый истинный член церкви должен желать этого дара. С другой стороны, если эта практика ложна и является работой дьявола, тогда это заблуждение следует изобличить, и подобное движение должно встретить сильное сопротивление! Приняв во внимание это здравое предупреждение, давайте, помолясь, рассмотрим Божье учение о говорении на иных языках. И да благословит Господь наш труд.

Многие, наверное, сильно удивятся, узнав, что вопрос иных языков в Новом Завете затронут только в трех книгах: Евангелии от Марка, Деяниях и 1 Коринфянам. Впервые Иисус упомянул о языках в заключительных стихах Евангелия от Марка во время личной встречи со Своими апостолами. Прошу отметить разницу между словами “ученик” и “апостол”. Так как ученик - это тот, кто учится, то все, изучающие Слово Иисуса Христа, включая апостолов, могут считаться учениками. Однако апостолы были особыми учениками, которых Иисус уполномочил благовествовать и изгонять бесов (Мк. 3:14, 15). После дня Пятидесятницы и крещения Святым Духом (Деян. 2) апостолы заняли в церкви положение, по авторитетности уступавшее только положению Самого Иисуса Христа (Еф. 1:22; 2:20).

БИБЛЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О ЯЗЫКАХ

В Евангелии от Марка

Перед Своим вознесением Иисус явился Своим “избранным одиннадцати” (двенадцать минус Иуда) и заповедал им то, о чем свидетельствует Мк. 16:15-18:

«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».

“Говорение новыми языками” было одним из пяти знамений, обещанных Иисусом; оно должно было сопровождать уверовавших в Его имя. Те, кто сегодня претендует на говорение иными языками, для подтверждения своей практики указывают на этот отрывок, как на авторитет, исходящий от Писания. Они утверждают, что “новые языки” должны сопровождать уверовавшего; поэтому, “если человек уверовал, он может говорить на иных языках”. Но возникает вопрос: разве в Мк. 16 Иисус обещал, что все, уверовавшие в Него, будут говорить “языками”? В 1 Кор. 12:30 Павел спрашивает: “Все ли говорят языками?” Риторический вопрос Павла требует очевидного ответа: “Нет”. Иисус никогда не обещал, что все уверовавшие будут говорить языками, и заявлять, что говорение на иных языках является доказательством спасения, значит противоречить писаниям вдохновленного свыше апостола Павла!

Мы уже видели в уроке “Деяния 1—8 о раздаянии Духа”, что единственными уверовавшими, кто совершал знамения, упомянутые в Мк. 16, были апостолы и те, на кого апостолы возлагали руки. А так как апостольское служение было временным, чудодейственные дары, передаваемые посредством возложения апостольских рук, были также временными.

Книга Деяний о языках

Одно из знамений, записанных в Мк. 16:17, “новые языки”, заставило неверующих слушать апостолов с того времени, как церковь начала свою жизнь в день Пятидесятницы. Позже говорение на иных языках убедило апостолов в том, что и язычники могли стать частью церкви Христовой. Эти события записаны в Книге Деяний 2 и 10.

После крещения Святым Духом в день Пятидесятницы апостолы заговорили на иных языках, согласно Деян. 2, в исполнение обещания, данного в Мк. 16:17. Эти языки были разумными иностранными языками, которые иудеи “из всякого народа под небесами” полностью понимали (Деян. 2:5, 6). Это чудо изумило людей, которые спрашивали: “Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились? ...Слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?” (Деян. 2:8, 11). Отметьте, что слова “наречия” и  “языки” употребляются в этих стихах, как взаимозаменяемые. Павел также использовал их как синонимы в 1 Кор. 14:10, 13.

Именно потому, что языки, данные апостолам в день Пятидесятницы, были разумными иностранными языками, они послужили знамением иудеям, которые в то время еще не верили, что Иисус - Сын Божий. Позже Павел писал: “Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих…” (1 Кор. 14:22). Тем, что Святой Дух говорил через апостолов на родных языках большинства иудеев, Бог продемонстрировал особое знамение и исполнил пророчество Исаии о том, что “иными языками и иными устами буду говорить народу сему…” (1 Кор. 14:21). Тот, кто сегодня претендует на говорение языками, должен говорить на понятных иностранных языках, которых они никогда ранее не изучали: только тогда это будет повторение того, что делали апостолы в день Пятидесятницы. Более того, они должны говорить на родных языках тех, кто знает, что все, что они слышат, может быть только чудом от Бога! Все, что не укладывается в эти требования, не служит знамением тем, (включая и автора), которые не верят, что такое чудо все еще дается церкви сегодня.

Другое упоминание о языках в Деяниях связано с Корнилием и его семьей, о чем мы читаем в главах 10 и 11. Когда Петр проповедовал этим язычникам, “Святой Дух сошел на всех, слушавших слово...” Они начали “говорить языками и величать Бога” (Деян. 10:44, 46). Вспомните, что языки являлись знамением для неверующих. Петр и его иудейские братья не верили, что язычники могут быть включены в число христиан. Бог Сам должен был убедить их в том, что спасение язычников было Его волей, и Он сделал это, дав Корнилию и его семье дар языков. Когда Корнилий и его домочадцы начали говорить на иных языках, Петр спросил: “Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?” (Деян. 10:47). Чудодейственный дар языков, полученный от Бога, убедил Петра с товарищами-иудеями, что такова была Божья воля - принять язычников в Его вечную семью.

Позже, вспоминая об этом случае в иерусалимской церкви, Петр сказал, что все случившееся с Корнилием напомнило ему обещание Иисуса, данное Его апостолам: “…А вы будете крещены Духом Святым” (Деян. 11:16). Петр связал случившееся с Корнилием с единственным подобным случаем, сравнимым с тем, о чем мы читаем в Деян. 10, - с днем Пятидесятницы. Благодаря крещению Святым Духом апостолы тогда получили дар языков прямо от Бога. Корнилий с семьей получил “такой же дар” (Деян. 11:17) и подобным же образом (прямо с небес, без вмешательства человека). Зная, что за событиями в день Пятидесятницы стояла Божья сила, Петр спросил: “Кто же я, чтобы смог воспрепятствовать Богу?” Когда христиане-иудеи услышали рассказ Петра, “они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь” (Деян. 11:18). Божий дар иных языков Корнилию явился тем необходимым свидетельством для Петра и его иудейских братьев, которое убедило их в том, что Бог “не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их” (Деян. 15:9).

События вокруг обращения Корнилия и его домашних завершили исполнение пророчества Иоиля о том, что Бог “изольет от Духа [Своего] на всякую плоть” (Деян. 2:17; ср. Иоил. 2:28). Апостолы получили крещение Святым Духом как представители иудеев. Корнилий с семьей, получивший дар языков через особое, чудотворное излияние Духа, представлял язычников. Когда мы понимаем цель этих двух уникальных чудес, нам становится ясно, почему подобные чудеса никогда больше не повторятся. И те, которые молят Бога крестить их Духом Святым, просят Его исполнить обещание, которое Он уже исполнил!

Еще одно, и последнее, упоминание дара иных языков в Деяниях мы находим в главе 19. Павел встретился с некими учениками из Эфеса, за чем последовала беседа:

«[Павел] “сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение”. [Тогда Павел стал учить их, а затем крестил во Христа Иисуса]. “...И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать”» (ст. 2-6).

Павел спросил этих учеников, получили ли они Духа Святого. Когда они ответили отрицательно, Павел тут же усомнился в их крещении, потому что водное крещение властью Иисуса предполагает обещанный дар Святого Духа (Деян. 2:38). Узнав об этом, люди крестились. Затем Павел возложил на них руки, и “нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать” (Деян. 19:6). Вначале произошло водное крещение и получение Святого Духа. Затем же, через возложение рук апостола, Святой Дух наделил их чудодейственной силой.

1 Коринфянам о языках

Мы рассмотрели новозаветные свидетельства об иных языках, основываясь на Евангелии от Марка и Книге Деяний. Последняя книга, упоминающая иные языки, - 1 Коринфянам. В этом письме говорение на иных языках Павел поставил в список из девяти даров (1 Кор. 12:8-10), упомянув при этом “истолкование языков”. Дар толкования языков включал в себя полученную чудесным образом способность переводить говорящего на незнакомом языке. Как говорение на ином языке, так и истолкование языков предполагало чудесное, вдохновенное знание иностранного языка, которого ни говорящий, ни переводчик никогда ранее не изучали.

Еще одним из девяти даров Святого Духа, связанным с чудесным знанием, было “пророчество” (1 Кор. 12:10). Пророчество являло собой способность говорить, как “святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым” (2 Пет. 1:21). Обладающие даром пророчества были известны как “пророки” (ср. 1 Кор. 12:28). “Тайна Христова” была чудесным образом “открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом (Святым)” (Еф. 3:4, 5). Благодаря этим двум вдохновенным представительствам Слово Господне было передано как основание истины, на котором была зиждется Господня церковь, “имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем” (Еф. 2:20).

“Апостолы Его и пророки” были облечены авторитетной властью, включавшей вдохновение Святым Духом и чудодейственные дары. Никто в наши дни не может соответствовать квалификации апостолов, и нет в живых ни одного апостола, который мог бы возложить руки на христианина с целью передачи ему чудесных даров. Это явно заставляет усомниться в том, что сегодняшнее говорение на иных языках от Бога! Павел серьезно предупреждал всех христиан, что “действие сатаны” сопровождается “всякою силою и знамениями и чудесами ложными” (2 Фес. 2:9). А не совершает ли сатана сегодня фальшивые чудеса и не наделяет ли ложной способностью говорения на иных языках, даже используя для этого драгоценное имя Иисуса, как об этом предупреждал Сам Иисус? (Ср. Мф. 7:22, 23).

Если языки и их интерпретация и теперь все еще даются церкви, тогда остальные семь даров также должны существовать (включая дар пророчества). Если бы в наши дни существовало пророчество, это означало бы, что Бог все еще открывает вдохновенную истину человечеству. Этого не может быть, потому что Иисус обещал Своим апостолам, что Святой Дух наставит их на всякую истину (Ин. 16:13). Через апостолов и пророков вера была “однажды передана святым” (Иуда 3). Слово Божье, чудесным образом открытое свыше в первом столетии, было подтверждено Самим Богом последующими знамениями. Сегодня мы обладаем полным, записанным Словом Божьим, и мы должны верить, что только оно сделает нас “ко всякому доброму делу приготовленными” (2 Тим. 3:17). Не нужно больше никаких дополнительных откровений или чудесных знамений!

Вера приходит от Слова Божия (Рим. 10:17), и нам завещано “ходить верою, а не видением” (2 Кор. 5:7).

ИНЫЕ ЯЗЫКИ СЕГОДНЯ

Некоторые сегодня, по-видимому, не удовлетворены тем, что Бог завещал нам ходить верою в Его Слово. Они жаждут знамений и личного эмоционального переживания как доказательства того, что Бог с ними, и что они спасены. Но нам необходимо помнить учение Иисуса о том что “род лукавый и прелюбодейный ищет знамения” (Мф. 12:39).

Желание молиться на иных языках

Гоняясь за особыми знамениями, некоторые утверждают, что Бог дал им “языки для молитвы”, посредством которых они могут молиться Богу в Духе. Нигде в Новом Завете мы не встречаем ни слова о “языках для молитвы”, даваемых исключительно для собственного назидания. И хотя верно, что “кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя” (1 Кор. 14:4), Павел сетовал, что такая молитва оставляет ум “без плода” (1 Кор. 14:14), и церковь не назидается. Он наставлял, что говорящему языками следует молиться о даре изъяснять сказанное, “чтобы церковь получила назидание” (1 Кор. 14:5). Он также призывал всех христиан: “Старайтесь обогатиться ими [дарами] к назиданию церкви” (1 Кор. 14:12). Христиане, заботящиеся о личном назидании больше, чем о назидании церкви, забывают о том главном, о чем говорил Бог!

Когда интеллект молчит

Нельзя не высказать серьезного предупреждения относительно духовно опасного стремления оставить без внимания разум или заставить замолчать интеллект в попытках получить прямую связь с Богом. Некоторые лжеучителя утверждают, что разум и интеллект препятствуют работе Святого Духа. Это мнение противоречит позиции Павла, который писал в 1 Кор. 14: “Стану молиться духом, стану молиться и умом” (ст. 15). Он наставлял братьев быть совершеннолетними по уму (ст. 20) и заявлял, что ему “лучше пять слов сказать умом [его], ...нежели тьму слов на незнакомом языке” (ст. 19). Эти наставления заставляют нас сделать вывод, что если бы Павел посетил некоторые конфессиональные церкви сегодня, он бы объявил многое, что практикуется в них “именем Иисуса”, противоречащим его ясному учению, которое, как мы знаем, исходит от Святого Духа.

Если ум человека не занят во время молитвы, как он может знать, что воздает хвалу Господу? Как он может быть уверен, что Дух Божий, а не дух сатаны ведет его в молитве? Помните, что бесы веруют (Иак. 2:19), молятся (Мф. 8:31), и призывают имя Иисуса (Деян. 19:13-17). Как мы уже видели, многие из тех, кто думал, что обладает силой и властью Иисуса, обнаружат в Судный день, что были полностью обмануты (Мф. 7:22, 23). Пожалуйста, не станьте осуществлением этого пророчества!

Доверие к личным переживаниям

Опасно доверять любому эмоциональному переживанию, считая его подтверждением особых отношений с Богом. Такая сосредоточенная на себе позиция рождает гордость и незрелость мысли. Она делает дух человека открытым для сатаны, который только и ждет, чтобы заполнить нас собой. Дьявол будет использовать имя Иисуса или пустит в ход другие орудия, имеющиеся в его распоряжении, чтобы обмануть наши сердца и увести нас от света Божьей истины в мрак своей лжи. Страшно даже подумать, что сатана имеет доступ к нашему разуму и чувствам и может заставить нас испытывать положительные эмоции и даже “чувствовать себя праведными” ради достижения своих нечестивых целей. Только вера в Слово Божие может защитить нас от дьявольской лжи и злобных атак на наши души!

Говорение ангельскими языками

Кто-то может сказать: “Бог дал мне ангельский язык, и никто из людей не может истолковать его”. Но назовите хоть одно место в Библии, где бы ангел говорил с людьми на ином, а не на их родном языке? Наш Бог и Его ангельское воинство способны говорить на любом языке или наречии, существующем нынче на небесах или на земле! Вспомните также, что, раз Павел призывал к необходимости истолкования сказанного на незнакомом языке в собрании (1 Кор. 14:27), он не считал, что кто-то в Коринфе владел языком, не поддающимся истолкованию!

Возвеличивание самого незначительного из даров

Павел никогда не возносил дар говорения на ином языке до высшего дара в церкви. Напротив, языки и их истолкование упоминались в его списке духовных даров последними (ср. 1 Кор. 12:8-10, 28-30). Он даже писал: “Пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками...” (1 Кор. 14:5). Сам он благодарил Бога за то, что более всех коринфян говорил языками (1 Кор. 14:18). Это не значит, что Павел проводил больше времени, говоря на иных языках; это значит, что он изъяснялся на большем количестве языков, чем кто-либо. Доводы Павла наверняка посрамили коринфян, которые очень гордились своими эффектными дарами, особенно, даром говорения на иных языках!

ЯЗЫКИ СЕГОДНЯ В СРАВНЕНИИ С ЯЗЫКАМИ БИБЛИИ

То, что мы узнаем из Писаний относительно говорения на иных языках, отличается от того, что мы слышим сегодня в религиозном мире. Христианам важно знать эти расхождения для того, чтобы мы могли распознать и отвергнуть лжеучение. С этой позиции и рассмотрим некоторые жизненно важные вопросы.

Почему в Новом Завете не придается особого значения иным языкам?

Если иные языки так важны сегодня для христиан, почему же тогда в Евангелиях не упоминается о них (за исключением Мк. 16:17)? Почему в Деяниях Лука упоминает говорение на языках только три раза? Почему Павел сглаживает ажиотаж по поводу этого дара в 1 Коринфянам и совсем не упоминает о нем ни во 2 Коринфянам, ни в других своих посланиях к христианам в Риме, Галатах, Эфесе, Филиппах, Колоссах или Фессалониках? Если бы говорение на иных языках было истинным доказательством спасения во Христе, разве Павел не коснулся бы этой темы, когда писал своим личным друзьям Тимофею, Титу и Филимону? Почему Иаков и Петр вообще не упоминают этого в своих письмах, равно как и автор Послания к Евреям? Почему авторы Нового Завета, чудесным образом вдохновленные и ведомые Духом, практически игнорировали этот вопрос?

Почему сегодня языкам придается такое значение?

В противовес очевидному молчанию вдохновенных писателей многие сегодняшние проповедники не могут обойти вниманием языки при обсуждении любого религиозного вопроса. Некоторые церкви пытаются сделать умение говорить языками как бы тестом на вступление в их общину, хотя Павел писал, что и в его время не все христиане могли говорить на незнакомых языках (1 Кор. 12:30). Некоторые настаивают на том, что не может быть духовно зрелым чадом Божьим тот, кто не говорит на ином языке. Разве таково учение Иисуса? Разве это подчеркивает Новый Завет? А может, языки и не были никогда так важны для Бога, как это пытаются представить сегодня некоторые религиозные деятели? А не возможно ли, что современные иные языки вдохновлены духом дьявола, который “принимает вид Ангела света” (2 Кор. 11:14)? Вы должны ответить на эти вопросы, ибо однажды будете держать ответ за свои убеждения. Иисус предупреждал: “Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день” (Ин. 12:48). Он сказал также: “Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»” (Мф. 7:22, 23).

Почему некоторые игнорируют указания Павла относительно языков?

Сегодня многие церкви, утверждающие, что получили дар иных языков, игнорируют указания Павла относительно использования этого дара. Павел писал: “Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу” (1 Кор. 14:27, 28), - заключая: “Только все должно быть благопристойно и чинно” (ст. 40). Некоторые же нынешние церкви специально отводят время на своих собраниях, чтобы поощрять всех желающих говорить языками. Рев голосов слышен даже снаружи, потому что каждый старается переговорить других. Царит всеобщая неразбериха, так как неистовствуют эмоции, и это несмотря на то, что Библия ясно говорит: “Потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых” (1 Кор. 14:33). Как же этот беспорядок может исходить от Святого Духа, который учил, что “двое, или много трое, и то порознь” должны говорить на собрании? Как Святой Дух Божий может вдохновлять на иные  языки, когда современные церкви игнорируют учение Святого Духа, чтобы только “делать по-своему”? Павел предупреждал в 1 Кор. 14:37: “Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни”. Игнорировать слова Павла - значит пренебрегать словами Самого Господа нашего Иисуса Христа. Да не согрешим никогда отрицанием нашего Господа и Его слов истины!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чудесные знамения первого столетия были дарами Иисуса Своим апостолам, когда Он крестил их Святым Духом. Через руки апостолов Дух передавал эти дары “каждому особо, как Ему [было] угодно” (1 Кор. 12:11). Со смертью последнего апостола тот канал, по которому эти дары перетекали в церковь, иссяк. Сказанное не означает, что Святой Дух сегодня больше не участвует лично в нашей жизни, но подтверждает, что Он теперь не действует тем же чудесным образом, как раньше, пока Его откровение писалось, передавалось и утверждалось через апостолов и пророков первого столетия.

Кто-то может спросить: “Разве Иисус не тот же вчера, сегодня и во веки веков?” (см. Евр. 13:8). Да, тот же, но это не значит, что Он действует одинаково в каждом веке человечества. Например, Иисус и сейчас обладает силой сотворить что-либо по Своему желанию (см. Кол. 1:16), но Его творческая работа завершена. Тот факт, что Он больше не занимается созидательной работой, не означает, что Он больше не обладает такой чудотворной силой. Это значит только, что сегодня нет необходимости использовать ее.

Что истинно относительно Его физического творения, так же истинно для Его духовного творения, церкви. За Свою церковь Иисус умер только один раз. Его воскресение произошло однажды и на все времена. Слово Божие было чудесным образом передано и подтверждено “однажды... святым” (Иуда 3). У церкви было только одно рождение в день Пятидесятницы. Иисус Своей природе не меняется, но в каждом поколении Он действует по-разному.

Благая весть свидетельствует о трех главных событиях - смерти, погребении и воскресении Иисуса (см. 1 Кор. 15:1-4), которые никогда не повторятся вновь. Иисус вознесся к Своему Отцу только однажды. Он крестил Своих апостолов Святым Духом в день Пятидесятницы вскоре после Своего вознесения. Через Своих избранных двенадцать Он открывал истины Своего завета, подтверждая эти вечные истины “знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле” (Евр. 2:4). Иисусу нет больше нужды продолжать подтверждать истины, уже однажды открытые всем святым. Чудесные дары Святого Духа отслужили свое. Продолжая Свою работу в жизни христиан сегодня, Святой Дух уже не действует так, как в первом столетии, когда Слово Божье только открывалось и утверждалось. Давайте же будем взирать на Иисуса и ходить в вере во славу нашего Господа! (см. Евр. 12:1-3).

Да благословит Бог наши усилия лучше понять Его работу в христианах первого столетия и работу, совершаемую Им в христианах сегодня!

Крещение | С Богом по жизни | Дзен