Найти в Дзене
Всем балет!

Почему балерине Надежде Павловой давали мало спектаклей в Большом театре?

Народная артистка СССР Надежда Павлова завершила сценическую карьеру на сцене Большого театра в 2000 году, а в 2001 состоялся последний спектакль на сцене Пермского театра. Обычно после ухода со сцены балерины работают педагогами-репетиторами театра, в котором служили. Но оказалось, что на тот момент в Большом театре не было ставок педагога, поэтому пришлось искать работу в других труппах. С того самого момента, как Надежда Павлова перешла из Пермского театра в Большой, ее сопровождала череда странных событий.

После невероятного взлета в последние годы обучения в Пермском хореографическом училище, победы в конкурсах и гастролей с легендарной труппой Большого театра ожидалось, что Надежде Павловой уготована счастливая судьба на балетной сцене. Собственно, поначалу так и было: выпускницу училища приняли в труппу Пермского театра на позицию солистки, Павлова стала получать сольные партии и набираться опыта. Там балерина была дома.

Но после грандиозного успеха все обстоятельства располагали к тому, чтобы Надежда Павлова взяла новую вершину и перешла в главные театры страны: Большой или Мариинский. Удивительно, что руководство двух театров приглашало Надежду Павлову, но балерина выбрала Большой, не представляя, сколько препятствий на пути к сцене и возможности танцевать ей придется преодолеть. Но преодолела ли их тогда молодая артистка?

Всегда в театре было принято проходить иерархию с кордебалета, тем более балетным чужеземцам из других театров и балетных школ. Несмотря на то что талант и уникальность Надежды Павловой были очевидны всему художественному совету Большого театра, главный балетмейстер Юрий Григорович был против того, чтобы Павлова сразу была принята на положение солистки. А молодая балерина не согласилась на кордебалет. Произошло разногласие, повлиявшее на всю дальнейшую судьбу Надежды Павловой в Большом при Григоровиче. Только в самом конце первого сезона балерине дали станцевать партию Маши в балете «Щелкунчик». Затем она стала появляться в афише очень редко, иногда даже только в дневных спектаклях, а не в вечерних, которые считаются более престижными.

Надежда Павлова репетировала под руководством Марины Семеновой, Галины Улановой, Наталии Бессмертновой
Надежда Павлова репетировала под руководством Марины Семеновой, Галины Улановой, Наталии Бессмертновой

В одном из немногочисленных интервью Надежда Павлова признавалась, что после несогласия на кордебалет для нее в Большом театре закрылись почти все двери, за каждый выход на сцену приходилось бороться, она никогда не могла танцевать то, что хотела и когда хотела. Балерина мечтала станцевать множество балетов, но мечтам не суждено было сбыться. Если на других артистов Юрий Григорович ставил свои балеты, то Павловой не удалось станцевать ни одной премьеры его великолепных спектаклей. Но Павлова продолжала работать вопреки всему, хоть балерине давали станцевать всего лишь три-пять спектаклей за сезон. Как признавалась Павлова в интервью, это были самые счастливые моменты! Собираешь все силы и выходишь на любимую сцену — единственное место, которого не касались интриги и конфликты.

Неохотно вспоминает Надежда Павлова и свой брак с Вячеславом Гордеевым, который, как оказалось, был мотивирован «необходимостью» в еще одном звездном дуэте в Большом театре.

Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев
Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев

В 2000 году Надежда Павлова ушла из Большого и, как многие артисты, не могла первое время даже просто смотреть балет. Но прошло время, и балерина стала смотреть балетный спектакль уже не как танцовщица, а как педагог. Павлова начала работать репетитором Театра классического балета Касаткиной и Василёва, где и сформировалась как педагог, затем стала профессором Российской академии театрального искусства (ГИТИС).

В 2013 году Надежда Павлова вернулась в Большой театр балетмейстером-репетитором. Ее ученицами стали Маргарита Шрайнер, Юлия Гребенщикова, Анна Тихомирова... Надежда Васильевна как-то говорила, что после реконструкции театр уже не тот: будто исчезла его история, и по мнению балерины, восстановить театральный дух получится только спустя десятилетия.

-4

Надежда Павлова много лет не дает интервью, и факты из ее биографии до сих пор окружены слухами и домыслами. Как известно, в театре многое решают взаимоотношения с руководством, правильно выстроенные контакты, взаимоотношения в труппе. Многое все зависит и от характера отдельного человека. Театральный мир по-своему жесток, ему нужны сила, наглость, своенравие. Но Надежда Павлова — легенда советского балета со своим индивидуальным характером, значит, ее судьба не могла сложиться иначе.

🎭 Надежда Павлова - раннее испытание славой

#театры и балет #балет #театр #искусство