-Родовитая, собой пригожая, у ее родимой матушки 9 детей народилось, старшие княжны Мстиславские Анастасия, Марфа и Ирина - все замужем и у всех уже чада малые на свет рождены! - докладывали царю Ивану IV.
А он слушал внимательно: вопрос государственной важности! Речь идет о продолжении рода Рюрика, царского рода.
Династия на волоске
- Уж что только я не делал, чтобы обеспечить продолжением свой род! - горевал государь-батюшка Иван Васильевич, - Жен брал, да последыша от Марьи Нагой законным наследником не считают, власть ему не удержать, ребенок! А Господь лишил меня и внука, и сына... Федор с женой живет 9 лет, но невестка Ирина - смоковница неплодная...
Да уж. Чего только царь не делал, чтобы заиметь наследника: сам жен менял, сына Ивана с женами разводил, обвиняя в неплодии. А третью супругу старшего царевича в 1581 году и вовсе довел до преждевременных родов.
Так и сгинула и мать - Елена Шереметева, внук не выжил, да и царевич Иван вскоре после ссоры с отцом, ушел догонять свою семью. Остались только слабый и болезненный Федор, да малый Дмитрий.
На Федора, который в 1575 году женился, отец обращал мало внимания: молится себе и ладно. Наследником считался здоровый и разумный Иван. Поэтому и на то, что у Ирины Годуновой за долгие годы случилось много беременностей, но не родилось ни единого младенца, царь смотрел сквозь пальцы.
Но Ивана больше нет, а наследник - Федор. Тихоня и "монах", как отзывались о нем и сам отец, и иностранцы. Но этот тихоня ни в какую не желал расставаться со своей женой Ириной, которую увидел в юности в храме, которую любил до беспамятства и на которой женился без всякого "смотра невест".
Упорный Федор
Кроткий Федор проявил завидное упорство и сказал отцу, что ежели тот разлучит его с Ириной, то он сам станет монахом, а царство не примет.
-Воля Его, - сказал сын отцу, - будут дети или нет, а Ирина - венчанная моя жена. Одна и на всю жизнь. Мы молимся, мы в паломничества ходим. Захочет Господь - будет у нас дитя!
Но Иван Васильевич на волю провидения не полагался. Конец зимы 1584-го года. Государь, одряхлевший от невоздержанного образа жизни, чувствовал, что конец его близок.
Царь распорядился разузнать о невестах, которые могут подойти для столь ответственной миссии: родить ему внука. И однажды ему поведали о красавице из рода Мстиславских.
-Младшая дочь, а отец - второй после тебя по знатности в государстве! - нашептывали царю, - зовут Агриппиной. Ее батюшка по матери Елене Ивановне, внук Ивана III, а тебе - двоюродный племянник! А еще отец Агриппины был тестем касимовского хана Симеона Бекбулатовича, племянника царицы Марии Темрюковны. Так что происхождение девушки, самое то, что надобно...
Мысль о том, что внуки Федора и девицы Мстиславской в двух сторон будут потомками его деда Ивана III не давала Грозному покоя.
Невеста по завещанию
Тихо в палаты вошла невестка Ирина, аккуратно неся свой большой живот, принесла недужному свекру питье целебное, плотнее укутала зябнувшие плечи царя теплой душегреей.
- И этого скинет, ни единого живым не родила. Заботливая и кроткая, - с раздражением подумал царь, - только от царицы не этого ждут, а детей, наследников! Да и кого она родит уже? Бабий век короток, Ирина свой почти отгуляла.
И Иван Васильевич приказал призвать к себе дьяка. Не хочет Федор разводиться и ссылать Ирину в монастырь, как когда-то Василий III сослал бесплодную Соломонию? Ну и ладно, все равно мы его женим на девице Мстиславской!
И царь написал завещание, в котором указал, что после его кончины, если Ирина Годунова так и не родит дитя, он завещает сыну отослать жену в монастырь и взять царицей Агриппину Ивановну Мстиславскую.
Мечты Годунова
В марте 1584 года внезапно, прямо за игрой в шахматы, Иоанн Васильевич, прозванный за лютость Грозным, стал частью истории. На престол взошел его сын Федор Иоаннович. А Ирина Годунова в те дни снова рыдала из-за неудачной беременности.
Успокаивал сестру и шурина Борис Годунов, который считал, что настает его время! Теперь при новом царе можно не бояться опалы, теперь он укажет на место боярам, которые считали его худородным выскочкой.
Но вскоре после венчания Федора на царство бояре стали требовать выполнения условий завещания прежнего царя: Федор должен взять в жены княжну Агриппину и дать державе наследника.
Это означало крах всех честолюбивых планов Годунова, потерю влияния на царя и власти над боярами. Да и кто знает, может быть уже тогда Борис задумывался над тем, чтобы однажды сесть на престол своего шурина?
Как ни крути, а развод сестры в его планы не входил.
Украденная невеста
Борис рассудил, что Федор любит свою жену и не станет строго наказывать тех, кто постарается, чтобы девица Мстиславская, упомянутая в завещании Ивана Грозного, просто исчезнет.
А с девицей юной может случиться всякое: съест что-то не то, неудачно на лестнице оступится, захворает опасно, да мало ли. Но поразмыслив, Годунов все же побоялся действовать так радикально.
Есть гораздо более легкий способ. Бояре мечтают постричь в монахини Ирину Годунову? Бояре получат монахиню! Ей станет Агриппина Мстиславская. А Христова невеста уже не станет невестой царя Федора.
В 1587 году Годунов договорился с Патриархом:
"...немедленно запереть в монастыре ту девицу, которая, как способнейшая к деторождению, представлена была в супруги"
Агриппину просто выкрали из родительского дома, свезли в Воскресенский женский монастырь и быстро постригли.
По иронии судьбы, несостоявшаяся невеста царя Федора Иоанновича в монашестве стала носить имя той, которую должна была заменить на троне и на ложе брачном. Ее назвали Ириной!
Итоги
Судьбой невинной девушки Борис Годунов расплатился за грядущую власть и царствование. Ирина Годунова родила на 17-м году брака девочку, названную Феодосией и прожившую всего 2 года.
Ксения Годунова, дочь ставшего царем Бориса Годунова, словно по насмешке судьбы тоже была насильно пострижена. Агриппина (в иночестве Ирина) Мстиславская пережила тех, кто загуби ее юность, скончавшись в 1639 году, уже при Романовых.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет