«Ведомости. Спорт» вспоминают самые яркие моменты жизни и карьеры великого футболиста
Нередко приходилось читать и слышать, что Диего Марадона был уникальным человеком, ни на кого не похожим в своих проявлениях, неповторимым на каждом шагу. Это преувеличение, конечно. Неповторимость, эксклюзивность Диего как раз в том, что среди величайших гениев футбола он единственный был абсолютно обыкновенным человеком — как мы с вами, ну или, скажем мягче, как многие из нас.
Повелитель мяча, эталонный управляющий игрой, что автоматически возводит на божницу, Диего если и рисовал псевдокороля футбола, напуская на себя высокородие богоизбранного, то делал это так неуклюже и комично, что лишь подтверждал: он простой толстый дядька, живущий на всю катушку, без условностей и мандража, что кто-нибудь не так его поймет. Его оттого и понимали, что он, волшебник зеленого прямоугольника, в миру, без бутс, всегда был таким, как все, как миллионы, ему поклонявшиеся. Может, поэтому и отозвался его уход, как ничей другой в футбольном пространстве, эхом скорби по планете.
Он бухал и кололся, матерился и дрался, он мог втащить в лоб и кого угодно послать подальше. Любому другому «королю» ни за что не простили бы столь сомнительную романтику жизни. Взялся соответствовать статусу — изволь. Ну, просто представьте, что Пеле напился и буянит, Зидана спалили в борделе, Беккенбауэр дисквалифицирован за наркоту, а Лео Месси скачет с пистолетом по автостоянке. Марадоне же, с его априори бунтарской сущностью, искренним презрением к заповедям и обаянием разбойника, все сходило с рук. Человеку — человеческое. Да и не собирался он никогда стать святым. Просто жил, как умел. Так же, как все.
И играл, как умел. И, что гораздо важнее, побеждал. Сколько было гениев, унесенных ветром времени в забвение, которые выпили больше, чем выиграли, и просвистели все выданные им природой и футболом капиталы. Марадона же со своими «добродетелями» сделал Аргентину чемпионкой мира, затем в одиночку дотолкал ее до финала, а годы спустя, уже как тренер, но по-прежнему ухарь, вывел в четвертьфинал. А еще он превратил «Наполи», провинциальную золушку с юга Италии, в принцессу Серии А. Кто еще из футбольных гениев смог переиначить сказку о хрустальной туфельке в повесть о золотой бутсе? Не было таких.
ОТ ЛУКЕ ДО ЛУКЕ
Чемпионаты мира отчетливее всего раскрывают диапазон футбольной судьбы Диего. На трех он доигрался до финала, со всех остальных его отчисляли досрочно. В 1982-м, искалеченный сначала физически итальянцем Джентиле, а затем морально — неодолимыми бразильцами, он врезал кому-то по ногам, искренне и не стесняясь, и удалился. В 1994-м, уже «отсидев срок» за допинг, с триумфом вернулся в сборную, умопомрачительно отыграл два матча – и заново попался на употреблении препаратов. После этого и его команда, претендовавшая на титул, вмиг осиротев, оперативно зачехлилась.
А ведь в 1978-м 17-летнего, но уже блиставшего всеми гранями таланта Марадону на чемпионат, проходивший в Аргентине, не взял тренер Менотти. Предпочел на его позиции возрастного и более дисциплинированного Леопольдо Луке. Аргентинцы завоевали Кубок мира без Диего, Луке стал одним из героев турнира, но — удивительное дело — тренерское решение до сих пор многие считают спорным и не вполне правильным. Утверждая, что с Марадоной тот триумф был бы более убедительным, а сам он гораздо раньше, чем в середине 80-х, занял бы трон футбольного короля.
Законы космоса нам недоступны, и невозможно объяснить, пользуясь лишь земным инструментарием, как вышло, что личным врачом Марадоны на склоне лет стал — и успешно сделал в октябре 2020-го операцию на голове, ненадолго продлив жизненный путь Диего, — человек по имени Леопольдо Луке. Не тот же самый, из 78-го, разумеется, — полный тезка. Но есть в этом какая-то неуловимая символичность.
На контрасте с неудачами три других чемпионата мира Марадона выиграл. Два — официально и законно: в 1979-м молодежный, превзойдя в финале сборную СССР, а в 1986-м — тот самый «турнир имени себя», на котором собрал коллекцию голов на все времена руками и сольными проходами. А в 1990-м хмурая и сутулая Аргентина, в футбол в которой играли только Диего и иногда нападающий Каниджа, почти дотянула до овертайма в решающей игре с немцами — но судья из Мексики успел придумать пенальти и лишил Марадону еще одного титула. Но он в биографию того турнира вписан как непобежденный.
ТРУДНО НЕ БЫТЬ БОГОМ
После чемпионата-90 он утратил интерес к футболу. «Наполи» в тот год добрался до высшей точки развития, второй раз завоевав Скудетто. Годом ранее Марадона преподнес ему самый труднодоступный евротрофей — Кубок УЕФА. Оставался еще Кубок чемпионов, и как тут не вспомнить, что последний шанс на него у Диего отобрали в Москве.
Холодной осенью того же 90-го «Наполи» играл здесь со «Спартаком», причем до последнего было не ясно, приедет ли Марадона. Он не просто приехал — прилетел, как тот волшебник. Не на вертолете, правда, а на частном борту, чуть ли не под стартовый свисток. И пусть, конечно, не бесплатно, но показал «Лужникам» футбольное кино. А потом раздал и виртуальное эскимо: в той замороженной схватке «Спартак» точнее пробил серию пенальти. Год несчастливых 11-метровых подвел черту под футбольными успехами Диего. Вскоре, уже когда он перебрался в «Севилью» и прочно обосновался в топе скандальных хроник, у него выявили допинг.
Но футбол не мог отпустить его просто так. Был еще ренессанс в 1994-м. И был чемпионат-2010, в котором Марадона рулил Аргентиной в цивильном костюме и никак не мог помочь ей грандиозными передачами и шедевральными голами. Его опять, как в 90-м, выбили немцы. И немало было тогда охотников списать на Диего всю вину за провал. Как же так, пыхтели они, можно было ухитриться пролететь с командой, в которой есть сам Месси!
Теперь-то все знают, что взлететь Аргентине с Месси не помог бы и Господь Бог. Марадона же богом не был и не пытался ему соответствовать, хотя много кто возлагал на него миссию быть образцом, а потом совестил за грехи и предавал анафеме. Он был обычным человеком. Просто лучше всех играл в футбол. Таким мы его и запомнили.
Читайте больше материалов на нашем сайте
Подписывайтесь на канал «Ведомости Спорт»