Найти в Дзене
Окские Ножи

Рассказываю, как разные народы украшают свои ножи

Оглавление

Ножи – простейшие виды оружия, которое с древних пор был доступно практически каждому человеку с малых лет. И так уж вышло, что этот неизменный полезный спутник жизни получал какую-то национальную самобытность и колорит у разных народностей Земли.

Так сформировались сотни разновидностей национальных ножей со своими особенностями.

Якутские национальные ножи

Традиционный якутский нож. На рукояти имеется рисунок в виде нескольких чередующихся полосок. Ножны из прошитого куска бересты с отверстием для шнурка.
Традиционный якутский нож. На рукояти имеется рисунок в виде нескольких чередующихся полосок. Ножны из прошитого куска бересты с отверстием для шнурка.

Точной информации о том, когда появились якутские национальные ножи, к сожалению, сегодня найти невозможно. Все дело в том, что этот народ долгое время вообще не пользовался письменностью аж до XIX века.

Однако по историческим сведениям можно достоверно судить, что якуты, которых сегодня насчитывается чуть менее 500 000 человек, перебрались на земли современной Республики Саха примерно в XIII веке и уже тогда имели много знаний в области металлургии. В каждой якутской деревне обязательно был кузнец, дело которого передавалось по наследству. И нет сомнений, что металлическое оружие требовалось каждому якуту, так как основу его деятельности всегда занимала охота и рыбалка.

Традиционный якутский нож. Музейный экспонат. Клинок без дола. Рукоять деревянная без украшений и рисунков.
Традиционный якутский нож. Музейный экспонат. Клинок без дола. Рукоять деревянная без украшений и рисунков.

В целом, именно традиционные ножи могут очень заинтересовать любого современного коллекционера. Ведь суть этого неизменного спутника якутского мужчины, женщины и даже детей, была не столько в прямом назначении, сколько еще и в защите от злых духов.

Главной особенностью якутских ножей является форма клинка. Во-первых, с одной стороны клинок обычно имел широкий дол. С другой – так называемую линзу, выпуклость. По-якутски ее называют «йос». Споры о предназначении йоса ведутся до сих пор, так как сами якуты утратили сведения о том, зачем он нужен. Самой правдоподобной версией выглядит мнение, что йос предназначался для раскалывания костей добытых на охоте животных, либо для облегчения резки мерзлого мяса (клинок меньше соприкасается с твердым мерзлым мясом, оттого меньше застревал).

Якутские ножи вместе с традиционными японскими – единственные в мире, которые имеют заточку только с одной стороны. Именно поэтому они изготавливались для правшей и левшей индивидуально (обычный, либо зеркально отраженный клинок).

Рукояти якутских ножей чаще всего делали очень прочными, мастера вкладывали в них все свои умения. Все дело в том, что рукоять обычно служила дольше клинка, который изготавливался из мягкой стали. Так что нередко приходилось менять клинок, а рукоять оставалась прежней.

Из коллекции народного мастера Республики Саха (Якутия) Бориса Неустроева.
Из коллекции народного мастера Республики Саха (Якутия) Бориса Неустроева.

Ножны для такого ножа представляли собой натянутую на деревянную основу кожу с хвоста быка. Кожа высыхала и намертво обтягивала материал-основу. Ножны обязательно имели петлю для подвешивания ножа на пояс.

Есть разделение на тундровые ножи (узкое лезвие) и таежные (широкое лезвие). По длине ножи могли быть от маленьких – «быхыча» (до 11 см), до крупных – «хотокон» (больше 17 см).

Финские национальные ножи (Пуукко)

Традиционный финский нож пуукко с круглой деревянной рукоятью. На клинке видна гравировка, скорее всего, имя мастера. Ножны из кожи необычной волнистой формы с рисунками в виде национальных узоров.
Традиционный финский нож пуукко с круглой деревянной рукоятью. На клинке видна гравировка, скорее всего, имя мастера. Ножны из кожи необычной волнистой формы с рисунками в виде национальных узоров.

Несмотря на то, что традиционные финские ножи пуукко в некоторых источниках причисляют чуть ли не к бронзовому веку, все же правильнее считать формирование этого ножевого стиля довольно поздним – примерно в XVII столетии. Такие ножи получили свое название от финского «пу» - дерево. Традиционные финские ножи обязательно выполняются с деревянной рукояткой.

Пуукко Рауталампи с гравировкой на клинке. Рукоятки круглые, украшены традиционными финскими узорами. Ножны из кожи с металлическим наконечником и тиснением в виде традиционных рисунков.
Пуукко Рауталампи с гравировкой на клинке. Рукоятки круглые, украшены традиционными финскими узорами. Ножны из кожи с металлическим наконечником и тиснением в виде традиционных рисунков.

Клинок особого интереса не представляет, так как является традиционно симметричным с прямыми спусками от обуха. Какие-то особые традиции в его оформления – скорее редкость, характерная лишь для отдельных регионов Финляндии.

Рукоять чаще делали овальной или яйцевидной. Реже украшали тыльник рукояти искусной резкой.

Длина клинка обычно равнялась длине рукояти и традиционно соответствовала ширине мужской ладони – около 9-10 см.

Пуукко из Каухава с ножнами и гравировкой производителя на клинке
Пуукко из Каухава с ножнами и гравировкой производителя на клинке

Наверное, самым красивым представителем ножей пуукко можно считать региональную разновидность «каухава». Мастера из этого города много экспериментировали со стилем пуукко, придумали украшать тыльную часть рукоятки металлом, а также отличались декоративной резкой одновременно и по клинку, и по рукояти.

Стоит обратить внимание на ножны пуукко. Ножны иногда содержат дополнительное отделение для второго, малого ножа («юнки»), сходного по форме с большим.

Пуукко из Каухава с ножнами. Рукоятка круглая, навершие в виде головы лошади. Ножны кожаные с металлическими вставками. На коже есть тиснение, на вставках - гравировка.
Пуукко из Каухава с ножнами. Рукоятка круглая, навершие в виде головы лошади. Ножны кожаные с металлическими вставками. На коже есть тиснение, на вставках - гравировка.

Настоящие ножны шьют чаще всего из целого куска камуса. Классическим считается вариант без единой металлической заклепки. Наружный шов закладывается иначе, нежели у традиционных русских ножей — не со стороны лезвия, а с тыльной стороны, в середине плоскости клинка. Лицевую сторону украшают тисненым рисунком, национальным узором. С XIX века в моду вошла окраска ножен в черный или красный цвет, крепление на них гравированных латунных пластин. Да и рукоять ножа иногда окрашивают в красный цвет с черными поперечными полосками.

Пуукко из Каухава с красной рукояткой, украшенной гравировкой. На клинке так же имеется художественная гравировка и имя мастера. Ножны из черной кожи с большой красной вставкой и художественными тиснением.
Пуукко из Каухава с красной рукояткой, украшенной гравировкой. На клинке так же имеется художественная гравировка и имя мастера. Ножны из черной кожи с большой красной вставкой и художественными тиснением.

Бурятские национальные ножи

Бурятский нож можно сразу узнать по длинному, узкому клинку прямой формы. Объясняется это традициями – часто нож применялся для забивания скота.

Так же узкое лезвие позволяло легче разделывать туши животных, так как меньше застревало в жилах и лучше разрезало суставы.
Так же узкое лезвие позволяло легче разделывать туши животных, так как меньше застревало в жилах и лучше разрезало суставы.

Буряты с давних пор владели глубокими знаниями в кузнечном деле – у них даже мастера разделялись на черных кузнецов (работали с железом) и белых – имели познания в работе с драгоценными металлами: серебром и золотом.

Бурятский нож заказывал отец своему сыну при рождении. Очень часто нож сопровождал бурята всю жизнь.

Традиционно рукоятки изготавливали из дерева, кости, рога или нефрита. В сечении они имели овал, круг или прямоугольник. Их делали гладкими, резными или оклеивали шлифованной кожей, а затем покрывали стальным или латунным прибором.

Нож имеет стальной однолезвийный клинок, с одним узким долом по обеим голоменям. Клинок без клейм мастера. Рукоять деревянная, состоит из двух щечек, укрепленных на хвостовике клинка при помощи 5 заклепок. Навершие рукояти латунное, с нанесенными на нем восемью отметками (зарубками).  Прибор ножен латунный, состоит из устья и наконечника, соединенных длинной и узкой планкой, и 3 колец.
Нож имеет стальной однолезвийный клинок, с одним узким долом по обеим голоменям. Клинок без клейм мастера. Рукоять деревянная, состоит из двух щечек, укрепленных на хвостовике клинка при помощи 5 заклепок. Навершие рукояти латунное, с нанесенными на нем восемью отметками (зарубками). Прибор ножен латунный, состоит из устья и наконечника, соединенных длинной и узкой планкой, и 3 колец.

У традиционных бурятских ножей сложно найти элементы украшения. Основная особенность - это деревянные ножны с дополнительным отверстием для палочек для еды.

Ножны деревянные, имеют два дополнительных отверстия под палочки для еды.
Ножны деревянные, имеют два дополнительных отверстия под палочки для еды.

В украшении ножей использовали растительный или цветочный орнамент. На металле клинков и прибора рукоятей и ножен его выгравировывали, на кости рукоятей наносили резьбой, на ткани ножен вышивали цветными нитками.

Сегодня бурятские ножи имеют особую художественную ценность как элементы национальной культуры. Изображения на них несут глубокий смысл и являются символами буддизма, который исповедуют многие буряты.
Сегодня бурятские ножи имеют особую художественную ценность как элементы национальной культуры. Изображения на них несут глубокий смысл и являются символами буддизма, который исповедуют многие буряты.

Интересно, что бурятский нож носился заткнутым за пояс, а ножны крепились к поясу на цепочку – это важная отличительная особенность. Цепочка спасала от потери ножа, выскочившего из-за пояса. С другой стороны, нож всегда был наготове за поясом.

Узбекский национальный нож

Традиционный в Узбекистане нож – «пчак». Его история начинается только по официальным данным в IV веке, а неофициально намного раньше. Его первыми обладателями были уйгуры и узбеки, хотя пчак довольно широко распространен по всей Средней Азии.

Клеймо («тамга») мастера могло отсутствовать на клинке рядового ножа, однако на дорогих пчаках оно присутствовало всегда. Клеймо обязательно включало в себя полумесяц как основной мусульманский символ, а также элементы рисунка, являющиеся личным знаком мастера и иногда надписи — изречения из Корана.
Клеймо («тамга») мастера могло отсутствовать на клинке рядового ножа, однако на дорогих пчаках оно присутствовало всегда. Клеймо обязательно включало в себя полумесяц как основной мусульманский символ, а также элементы рисунка, являющиеся личным знаком мастера и иногда надписи — изречения из Корана.

Безусловно, основное назначение ножа – нарезка мяса. Им также издревле забивали скот и разделывали тушу.

Отличительной особенностью узбекского ножа можно считать рукоять, которую могли изготавливать из кости, дерева или цветного камня. Соответственно, лучшие ножи, дошедшие до нас, всегда будут отличаться искусной резьбой по камню или дереву, иногда порадуют изобилием цветов. Рукоять у пчака чаще всего изгибается в навершии, что позволяет нож крепче держаться в руке.

Пчаки имеют больстер с декоративной отделкой, то есть с одноцветными (черными) или разноцветными узорами. Рукоятки дорогих пчаков принято украшать цветными кружками («кёз»). Эти декоративные элементы изготавливают из таких материалов, как кость, цветные металлы, драгоценные металлы (золото и серебро), перламутр, бирюза.
Пчаки имеют больстер с декоративной отделкой, то есть с одноцветными (черными) или разноцветными узорами. Рукоятки дорогих пчаков принято украшать цветными кружками («кёз»). Эти декоративные элементы изготавливают из таких материалов, как кость, цветные металлы, драгоценные металлы (золото и серебро), перламутр, бирюза.

Клинок пчака всегда делался широким с клиновидным сечением. Клинки традиционных пчаков часто имели серый цвет, с голубым или желтым отливом. Для получения этих цветовых оттенков их обрабатывали в специальных растворах на основе глины.

Символика декоративных украшений уходит вглубь времен. Наиболее обоснованными являются предположения о том, что кружок символизирует солнце, а точки, из которых образуется кольцо либо волнистая линия, символизируют воду
Символика декоративных украшений уходит вглубь времен. Наиболее обоснованными являются предположения о том, что кружок символизирует солнце, а точки, из которых образуется кольцо либо волнистая линия, символизируют воду

Убирали нож в широкие прямые ножны, которые традиционно носили на поясе. Материал для ножен в подавляющем большинстве случаев был из кожи разных животных с петлей для крепления на поясе. Чтобы кожа не портилась, в ножнах делали вставки из твердых материалов – дерева или камня. Ножны иногда украшают-либо просто орнаментом из цветных точек (их наносят красками), либо более сложным орнаментом, нанесенным посредством техники аппликации.