Наверное, ни одна страна в мире в начале 20 века не уверовала в мощь броненосного флота так сильно, как Япония. Кто-то скажет, что и другие страны – Великобритания, Франция, США и Германия также высоко оценили значение броненосных кораблей, всё верно. Однако именно Япония в тот период одержала победы в двух войнах над сильными и крупными державами (Китай и Россия), причём в большей степени за счёт своего флота. В морских сражениях японско-китайской и русско-японской войн именно броненосцы и броненосные корабли доказали, что именно они являются главной ударной силой на море. Поэтому неудивительно, что после окончания войны с Россией японцы в развитии своего флота сделали ставку на броненосные корабли, тем более, что к этому моменту японское военное кораблестроение окрепло настолько, что могло решать практически все задачи.
По итогам русско-японской войны в 1906 году был разработан «Трактат об имперской обороне», предлагающий иметь флот в составе 8 линкоров и 4 броненосных крейсеров, позволяющий теоретически одержать верх в морском бою практически над любым противником, в том числе и над США. На основе данного документа была сформирована система взглядов высшего руководства на военное строительство в Японии, что нашло своё отражение в документе, который так и назывался – «Политика Имперской обороны», далее преобразованный в законопроект.
В части, касающейся флота, законопроект предполагал создание ядра флота из 8 линкоров и 8 броненосных крейсеров со сроком службы не более 8 лет. Но в деле дальнейшего развития японского флота не удалось избежать ошибок и компромиссов, возможно, по причине излишней спешки. Считается, что огромные деньги были выброшены зря на постройку «морально» устаревших линкоров-додредноутов («Аки», «Сацума», «Касима», «Катори») и броненосных крейсеров («Цукуба», «Икома», «Курама», «Ибуки»). В то же время надо отдать должное японским конструкторам и морякам – они достаточно чётко определили тенденции развития класса броненосца на 1903-1907 годы, одной из особенностей которых стало появление мощного промежуточного калибра. И при постройке этих кораблей японские верфи получили необходимый опыт.
Надо помнить, что в тот период большинство морских мировых держав сделали именно такой шаг: в Великобритании построили серию броненосцев типа «Кинг Эдуард VII» и «Лорд Нельсон», во Франции развивали линию «Демократи» - «Дантон», в США – «Вирджиния» - «Коннектикут», в Германии – «Брауншвейг» - «Дойчланд». Отметились с таким подходом и Россия («Андрей Первозванный», «Евстафий»), и даже Австро-Венгрия («Эрцгерцог Карл» - «Радецкий») с Италией («Реджина Елена»). Так что если говорить про трату «финансовых средств», то потратилось на додредноуты большинство мировых держав.
Немного "опоздав на старте", Япония, как обычно в то время, «пошла в кильватере» за европейцами. Но если проект броненосца типа «Касима» был разработан на основе британского броненосца «Кинг Эдуард VII» (со сдвигом на два года), то создание додредноутов «Сацума» и «Аки», вооружение которых двумя калибрами (305-мм и 254-мм) стало вынужденной мерой, уже можно было рассматривать как серьёзный шаг вперёд к линкорам типа «all-big-gun». Но нельзя не отметить, что эти два линкора считаются первыми тяжёлыми артиллерийскими кораблями, заложенными в Японии. Даже если не забывать, что 61 % оборудования, механизмов и материалов для линкора «Сацума» было получено из-за границы и для «Аки» также было использовано большое количество «импортного» оснащения, например, паротурбинная установка была изготовлена в США.
Постройка следующей серии японских линкоров рассматривается также неудачей – первые японские дредноуты («Сетцу», «Кавачи»), получившие 305-мм орудия с разной длиной ствола (2х2-305-мм/50, 4х2-305-мм/45), часто не считаются «настоящими» дредноутами по этой причине. Но постройка перечисленных кораблей может показать, что японцы не утратили желания поднять своё военное кораблестроение на необходимый уровень, отказавшись от зарубежной помощи. Как пример можно отметить, что уже для «Кавачи» турбины строились на заводе «Мицубиси» (по американской лицензии), и 80 % оборудования и материалов для корабля было изготовлено в Японии. Однако построенные и заложенные корабли уже серьезно уступали линкорам и линейным крейсерам, которые очень активно строили европейские страны и США. Только к моменту закладки линкоров типа «Кавачи» весной 1909 года американцы заложили три серии своих дредноутов (типа «Флорида», «Делавэр», «Мичиган»), оставив позади японский флот.
В мае 1910 года парламенту была представлена «Программа по созданию нового флота», которая предусматривала в течение 1911-1918 финансовых годов строительство 51-го корабля, в том числе семи дредноутов и трёх броненосных крейсеров (крейсеров 1-го класса, 1912 года – линейных крейсеров). Однако эта программа была отвергнута, но вскоре ситуация несколько изменилась после заказа в Англии линейного крейсера «Конго» с восемью 356-мм орудиями на основе британского прототипа – линейного крейсера «Лайон».
Новая программа была представлена Парламенту морским министром Минору Сайто в сентябре 1911 года. В соответствии с переработанной «Программой по созданию нового флота» в течение 1912-1919 финансовых годов предполагалось заказать 52 корабля, в том числе также 7 дредноутов и 2 крейсера 1-го ранга (на основе проекта британского «Тайгера»). Если сравнивать её с версией 1910 года, то изменилось количество планируемых крейсеров, в то же время количество дредноутов не изменили.
Но и эта программа не была узаконена в полном объеме, и в 1912 году было решено заложить в Японии ещё три крейсера 1-го ранга (типа «Конго»), линейный корабль «Фусо» и три легких крейсера. Вскоре в рамках всё той же неутверждённой парламентом «Программы» на средства для обычного пополнения флота в 1913-1914 годах был заказан второй корабль типа «Фусо» – «Ямаширо». В итоге линкоры «Фусо» и «Ямаширо» стали первым и вторым линкорами программы «Флот 8-4» после утверждения её парламентом в 1918 году. Постройка линкоров типа «Фусо» побудила правительство США начать постройку двух сверхдредноутов типа «Пенсильвания».
Итак, мы вплотную подошли к «герою» нашего выпуска – линейному кораблю «Фусо», давайте поближе познакомимся с особенностью создания этого дредноута.
При проектировании нового дредноута за основу проекта, получившего обозначение «А-64», был взят проект линейного крейсера «Конго», который строился в Англии фирмой «Виккерс». Интересно, что фирма «Виккерс» выполняла функции консультанта и при разработке проекта линкора для японского Императорского флота и даже подготовила ряд предэскизных проектов линкора с трёхорудийными и даже четырёхорудийными башнями. То есть для иностранного линкора британская фирма предлагала вооружение в башнях, которые не устанавливались на корабли британского флота. Как видим, в чём-то повторилась ситуация с «Конго», когда после его постройки в британском обществе поднялось возмущение о том, что «для иностранцев британские верфи строят корабли лучше, чем для британского флота».
Вспомним, что на протяжении нескольких десятилетий Англия оказывала значительную помощь Японии в модернизации её армии и флота, и японский Императорский флот уже давно утвердился как постоянный клиент ведущих кораблестроительных фирм Англии. Соответственно, учитывая старые партнерские связи и прекрасно понимая, что создание таких гигантов, как «Конго», а затем и «Фусо», не под силу японским верфям, британские заводчики желали получить новый заказ и предлагали свои услуги даже хотя бы в качестве консультантов.
Японцы, поддерживая сотрудничество с Англией, не без основания надеялись получить последние достижения британской кораблестроительной технологии, производства машин и артиллерии, после чего внедрить всё это в Японии. И они не прогадали, контракт с «Виккерс» на постройку «Конго» был заключён 17 октября 1912 года, и он, кроме всего прочего, предусматривал передачу Японии технологии постройки корпуса, главных механизмов и артиллерии, что обеспечило постройку ещё трёх таких кораблей в Японии. И можно с полной уверенностью заявить, что это всё обеспечило не только постройку трёх линейных крейсеров в Японии, но и позволило перейти к проектированию и постройке линкоров типа «Фусо».
При всём при этом проект «Фусо» является «детищем японского Морского технического департамента (МТД), который максимально постарался учесть опыт русско-японской войны, а также использовать решения и технологии, реализованные в проекте линейного крейсера «Конго».
По планам МТД новый линкор, который соответствовал бы линейному крейсеру «Конго», должен быть чуть менее быстроходным, но лучше защищённым и вооружённым. Специалисты МТД переработали чертежи «Конго», понизив скорость до 22,5 узла и мощность энергетической установки почти на 30 % (с 64 000 л.с. до 40 000 л.с.). Это позволило существенно усилить бронирование и разместить в средней части корпуса две дополнительные башни главного калибра, место для которых удалось высвободить за счёт сокращения числа котельных отделений. Удивительно, но по длине корпус линейного корабля «Фусо» с шестью башнями ГК оказался меньше, чем корпус «Конго» с четырьмя такими же башнями. Более короткий, но широкий корпус должен был компенсировать возросший вес вооружения и бронирования.
Проектное водоизмещение составило 29 300 т, нормальное – 30 600 т, полное – 35 900 т (по другим данным – 34 700 т).
Корпус корабля в носовой части сильно напоминал корпус линейного крейсера «Конго» практически до фок-мачты: примерно такие же обводы, две линейно-возвышенные носовые башни ГК, невысокая надстройка и треногая фок-мачта, которая была размещена перед передней дымовой трубой. Любопытно, что у «Конго» фок-мачта также располагалась перед дымовыми трубами, однако и это не спасало мостик «Конго» от задымления и теплового воздействия газов из дымовых труб несмотря на то, что первая труба была удалена от фок-мачты и надстройки. На «Фусо» передняя труба находилась гораздо ближе несмотря на её высоту, что могло также создавать подобные проблемы, удивительно, что на это не обратили внимание при проектировании корабля. Две высокие трубы (вместо трёх у «Конго») и расположенные между ними башни ГК дополняли силуэт корабля, делая его узнаваемым и уникальным.
Окончание следует....
Более подробно с особенностями конструкции и боевой службы линейных кораблей типа "Фусо" вы ВСКОРЕ сможете познакомиться в новом выпуске журнала Navygaming (№6(41)/2020)
Источники: Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы.10.1918-1945 гг.: справочник / Ю.В.Апальков. – СПб: Галея-Принт, 1997. – 176 с.; Балакин С.А. ВМС Японии, Турции и других стран Азии. 1914-1918 гг. Справочник по корабельному составу / С.А. Балакин // Морская коллекция, № 5(29) – 1999. – 32 с.; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом, № 4 / С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Дашьян А.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 1) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 6(63) – 2004. – 32 с.; Дашьян, А.В. Линкоры Второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия/ С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин, Токарев М.Ю, Кофман В.Л. – М.: Яуза, ЭКСМО, 2013. – 416 с.; Рубанов, О.А. Линейные корабли Японии. 1909-1945/ О.А. Рубанов, С. Б. Трубицын.- СПб.: Издатель Муниров Р.Р., 2007.- 76 с.; Рубанов, О.А. Линейные крейсера Японии. 1911-1945 гг./ Рубанов О.А.- СПб.: Издатель Муниров Р.Р., 2005.- 88 с.