Найти тему
Эхо войн ХХ века

Оригинальная танкетка Первой мировой войны. Morris-Martel.

"Танкетка" была концепцией легкого танка, возникшей в межвоенный период после Первой мировой войны (1914-1918) и предшествовавшей Второй мировой войне (1939-1945). Концепция включала в себя небольшую, легкобронированную и вооруженную машину, управляемую минимальным экипажем (обычно двумя) и способную преодолевать пересеченную местность, поддерживая наступающую пехоту союзников. В конце концов, эта концепция оказалась ошибочной на современном поле боя и в конечном итоге была заменена специальными легкими танковыми системами, которые предлагали лучшие характеристики, защиту экипажа и огневую мощь.

Фото: Morris-Martel. Взято из открытого источника.
Фото: Morris-Martel. Взято из открытого источника.

Это не помешало танкеткам закрепиться в некоторых крупных армиях того периода. Британия, Италия, Советский Союз и Польша имели ту или иную форму танкеток, причем многие из них были оригинальными или основанными на конструкции танкетки Кардена Лойда 1927 года. В то время как сухопутные войска Британии и Италии использовали танкетки в качестве дополнительных единиц к своим более крупным и мощным типам танков, более скромные армии были вынуждены выставлять танкетки в качестве основных фронтовых машин (как это было в случае с польской Армией).

Фото: Morris-Martel. Взято из открытого источника.
Фото: Morris-Martel. Взято из открытого источника.

Помимо предложения Кардена Лойда была танкетка "Моррис-Мартель", которая стала дальнейшей эволюцией оригинальных конструкций, представленных генерал-лейтенантом британской армии сэром Гиффардом Ле Кеном Мартелем (1889-1958). Конструкторские работы начались в 1925 году и включали в себя довольно своеобразное устройство привода, в котором передняя часть машины опиралась на танковую гусенично-колесную систему, поддерживающую основную массу машины. В задней части был управляемый двухколесный придаток.

Фото: Morris-Martel. Взято из открытого источника.
Фото: Morris-Martel. Взято из открытого источника.

В центре находился отсек экипажа, защищенный бронированной коробкой из плит, обеспечивающей лишь минимальную защиту от боевых опасностей. Типичный экипаж насчитывал до двух человек (рассматривались одно и двухместные варианты). Вооружение представляло собой 3-х фунтовую (47-мм) пушку в качестве основного орудия и до 4-х пулеметов Виккерса в качестве вторичной. Приводная мощность была от одного двигателя Morris Motor мощностью 16 лошадиных сил, а корпус располагался на листовой рессорной подвеске. Максимальная скорость движения могла достигать 30 миль в час (48,3 км/ч). Броневая защита достигала толщины 7,6 мм.

Фото: Morris-Martel. Взято из открытого источника.
Фото: Morris-Martel. Взято из открытого источника.

Производство конструкции перешло к Morris Motors, и автомобиль в конечном итоге также носил название Martel (отсюда и "Моррис-Мартель"). Было построено по меньшей мере восемь образцов, которые послужили прототипами для возможного серийного производства. Эти машины были испытаны в 1927 году в Солсбери против танкетки Карден Лойд, но не произвели впечатления на британские власти, которые благосклонно относились к конкуренции.

Рисунок: Morris-Martel. Взято из открытого источника.
Рисунок: Morris-Martel. Взято из открытого источника.

Таким образом, проект Морриса-Мартеля был завершен в 1928 году, но не раньше, чем получил некоторое внимание в прессе. Помимо этого, он сделал очень мало для себя, но тем не менее помог повлиять на будущие поколения танкеток, которые еще предстояло создать. Ко времени Второй мировой войны концепция легкого танка официально обогнала концепцию танкетки, а средние и тяжелые танки последовали за ней.

Фото: Morris-Martel. Взято из открытого источника.
Фото: Morris-Martel. Взято из открытого источника.

Ставьте ЛАЙК. Подписывайтесь на канал! Будет ещё много интересного.