Найти тему

Василь Быков - "Обелиск"

Оглавление

Главные герои: Алесь Иванович Мороз – сельский учитель, Павел Иванович Миклашевич

Краткое содержание:

Рассказчик узнаёт о смерти Павла Ивановича Миклашевича, жителя деревни Сельце, учителя и старого знакомого. Главный герой давно хотел увидеться с коллегой, но не получалось из-за занятости другими делами. Теперь рассказчик ехал на похороны.

Павел Иванович Миклашевич был обыкновенным сельским учителем, пережившим трагедию во время Великой Отечественной войны. О ней позже расскажет Тимофей Титович Ткачук. Также Миклашевич установил в Сельце небольшой обелиск в память о своём учителе, забытом герое Алесе Ивановиче Морозе.

Рассказчик опаздывает на похороны и приходит только на поминки, узнав между делом, что его коллега до последнего дня работал несмотря на проблемы со здоровьем:

- Болел! Он всю жизнь болел. Но работал. И доработался до ручки.

Во время застолья главный герой знакомится с Тимофеем Титовичем Ткачуком, а позже вместе с ним отправляется домой. Случайные попутчики останавливаются возле обелиска, вынесенного в название:

Это был приземистый бетонный обелиск в оградке из штакетника, просто и без лишней затейливости сооруженный руками каких-то местных умельцев. Выглядел он более чем скромно, если не сказать, бедно, теперь даже в селах устанавливают куда более роскошные памятники. Правда, при всей его незатейливости не было в нем и следа заброшенности или небрежения: сколько я помню, всегда он был тщательно досмотрен и прибран, с чисто подметенной и посыпанной свежим песком площадкой, с небольшой, обложенной кирпичными уголками клумбой, на которой теперь пестрело что-то из поздней цветочной мелочи.

На нём висела табличка с пятью именами школьников:

Обелиск часто менял свой вид, неизменной оставалась лишь черная металлическая табличка с пятью именами школьников, совершивших известный в нашей местности подвиг в годы войны. Я уже не вчитывался в них, я их знал на память. Но теперь удивился, увидев, что тут появилось новое имя – Мороз А.И., которое было не очень умело выведено над остальными белой масляной краской.

После неудачной попытки поймать попутку Ткачук рассказывает главному герою историю об Алесе Морозе.

Когда-то Тимофей Титович работал заведующим в районе и получал множество жалоб на местного учителя Алеся Ивановича Мороза. Решив однажды всё-таки посмотреть, кто этот человек, Ткачук отправляется в местную школу, где также преподавала Подгайская пани Ядя, бывшая польская помещица. Она также жаловалась на Мороза за его панибратство с учениками:

Оказывается, этот Мороз не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программ наркомата

Однако Ткачук после посещения школы остался Алесем Иванович доволен: в учебном заведении был порядок, преподаватель заботился об учениках и способствовал прогрессу в образовании. Используя литературу, как основу, Мороз прививал своим подопечным лучшие человеческие качества и сам подавал пример.

Однажды Алесь Иванович забирает к себе жить одного из учеников – Павлика Миклашевича, так как мальчика часто избивал отец:

"Тут и живу, - отвечает. - Меня Алесь Иванович к себе взял, а то мой татка дерется"

Но родитель паренька не доволен таким обстоятельством и пишет жалобу на Мороза. Ткачук едет разбираться в сопровождении милиционера:

Приехали, помню, к концу занятий, вызвали Мороза, стали объяснять в чем дело: постановление прокурора, на стороне гражданина Миклашевича закон, надо вернуть парнишку.

Как итог старший Миклашевич силой, но забирает Павлика и при свидетелях начинает избивать бедного ребёнка кожаным ремнём, едва отойдя от дома Мороза:

Те двое далековато уже отошли по аллейке и тут, видим, останавливаются, отец тормошит сына за руку, тот начинает вырываться, да куда там, не вырвешься. Потом Миклашевич снимает одной рукой с кожуха ремень и начинает бить сына. Не дождавшись, пока уйдут с чужих глаз. Павлик вырывается, плачет, детвора во дворе шумит, некоторые поворачиваются в нашу сторону с упреком в глазах, чего-то ждут от своего учителя. И что ты думаешь? Мороз вдруг срывается с веранды и, хромая, через двор - туда. "Стойте, - кричит, - прекратите избиение!"

Алесь Иванович видит это и заступается за мальчика, а позже вовсе добивается лишения родительских прав для его отца.

Мороз не впервой заступается за своего ученика. Он как-то уже взял вину за совершенное Колей Бородич, очень любившим своего учителя, хулиганство. Так жители Сельца стали видеть в Алесе Ивановиче своего заступника:

1. «И вот, оказывается, в прокуратуру поступила жалоба от скрылевского ксендза на злоумышленника, который влез в святой храм и осквернил алтарь или как там у них, католиков, называется эта штуковина. Что-то написал там. Служки, однако, поймали осквернителя, им оказался сельповский школьник Микола Бородич»
2. «Мороз всю вину взял на себя, доложил начальству, будто все это результат его не совсем продуманного воспитания. Хлопотал, ездил куда-то в центр - и парня оставили в покое. Надо ли тебе говорить, что после этого не только школьники в Сельце, но и крестьяне со всей округи стали смотреть на Мороза как на какого-то своего заступника»

Началась война. Фашисты заняли Сельце. Кто-то из жителей даже пошёл служить к ним полицаям, что разумеется, не одобрялось другими, но и вслух не осуждалось. Мороз же в это время смог получить разрешение от нового правительства на продолжение обучения в школе:

«Оказывается, тех самых своих пацанов собрал по селам, немцы дали разрешение открыть школу, вот он и учит»

Тимофей Титович тогда был партизаном, а потому поспешил приписать учителя в предатели:

«Вот так метаморфоза! От кого-кого, а от Мороза такого не ждал. А тут прокурор высказывается в том смысле, что в свое время, мол, надо было этого Мороза репрессировать - не наш человек. Я молчу. Думаю, думаю, и никак в голове не укладывается, что Мороз - немецкий учитель. Сидим возле печки, глядим в огонь и молчим. Наладили, называется, связи. Один - полицай, другой - немецкий прихвостень, ничего себе кадры подготовили в районе за два предвоенных года»

Однако после личной беседы в доме Алеся Ивановича своё мнение изменил (тогда учитель помог военному, спрятав того у себя в жилище). У партизан в то время дела шли не очень, поэтому, когда Мороз смог раздобыть радиоприёмник и стал помогать советским войскам, все сомнения по поводу учителя были развеяны. Сводки в отряд поступали два раза в неделю:

«Главное, как потом выяснилось, приемник достал. Не сам, конечно, - мужики передали. Так его уважали, так с ним считались, что, как и раньше, не к попу или ксендзу, а к нему шли и с плохим и хорошим. И когда отыскался где-то этот приемничек, так первым делом передали его своему учителю. Алесю Ивановичу. И тот потихонечку стал его покручивать в овине. Вечером, бывало, забросит антенну на грушу и слушает. А после запишет, что услышал. Главное - сводки Совинформбюро, на них самый большой спрос был. У нас в отряде ничего не имели, а он вот разжился. Селезнев, правда, когда дознался, хотел тот приемничек для себя забрать, но передумал. У нас бы те новости человек тридцать пять слушало, а так вся округа ими пользовалась»

Всё шло хорошо, но кто-то донёс полицаям на учителя. Фрицы обыскали школу, учеников и даже провели допрос Мороза, но доказать его вину не смогли:

«Только учителю допрос устроили, часа два по разным вопросам гоняли. Но обошлось»

Тем не менее, допрос был достаточно жёстким, а потому Коля Бородич и другие подопечные Алеся Ивановича решили отомстить немцам и убить полицая. Юноши подрезали опоры моста:

«Так вот, как стемнело, все шестеро с топорами и пилами - к этому мостику. Видно, попотели, но все же подпилили столбы, не совсем, а так, наполовину, чтоб человек или конь могли перейти, а машина нет»

и проезжавшая по нему машина с немецким офицером и полицаем рухнула в воду. Однако фрицы выжили и успели заметить одного из убегавших мальчишек:

«И невдомек было им, что Каин и остальные тут же выскочили, стали поднимать машину, и кто-то тогда заметил, как в кустах мелькнула фигура. Фигура ребенка, пацана - больше ничего не удалось заметить. Но и этого оказалось достаточно»

Сам же Мороз не знал об этой «операции», ведь всё держалось в строгой тайне. Правда вскрылась после благодаря Павлику Миклашевичу, который всё рассказал учителю.

Фрицы же сразу раскусили личности виновных: и задержали школьников, грозясь, что повесят их, если Мороз не явится к коменданту:

"Что случилось - требуют Мороза. Иначе, сказали, ребят повесят. Мороз им нужен"

но обещая, что отпустят детей, как только мужчина придёт. Немцы своё обещание, однако, не сдержали: Алесь Иванович явился в штаб, а вот юношей всё ещё продолжали пытать, более того, никто не собирался отменять предстоящую казнь.

На следующий день под конвоем Мороза и его учеников повели к месту казни. Провожать их пришла вся деревня:

«Рассказывали, что, когда вывели их на улицу, сбежалась вся деревня»

Алесь Иванович надеялся, что по дороге получится спасти ребят, но к сожалению, возможности для побега не было. Тогда учитель предпринял отчаянную попытку дать шанс удрать Павлику Миклашевичу: он отвлёк солдат и сказал мальчику бежать:

«Мороз все молчал, а тут тихонько так спрашивает у Павлика: "Бежать можешь?" Тот сначала не понял, посмотрел на учителя: о чем он? А Мороз снова: "Бежать можешь? Как крикну, бросайся в кусты"»

но солдаты быстро среагировали и ранили школьника в грудь:

«Бедный, несчастный Павлик! Он-то не сразу и сообразил, что в него попали. Он только удивлялся, что это так ударило его сзади промеж лопаток, и отчего так не вовремя подкосились ноги»

Убедившись, что тот мёртв, полицай столкнул тело в канаву. Однако Павлику повезло, ведь ночью его нашла бабка и отнесла к отцу, который выходил сына:

«Там его и подобрали ночью. Говорят, сделала это та самая бабка, у которой квартировал Мороз. И что ей там, старой, понадобилось? В потемках нашла мальчишку, выволокла на сухое, думала, неживой, и даже руки на груди сложила, чтобы все как полагается, по-христиански. Но слышит, сердце вроде стучит. Тихонько тик, еле-еле. Ну, бабка в село, к соседу Антону Одноглазому, тот, ни слова не говоря, запряг лошадь - и к батьке Павлика. И тут, скажу тебе, отец молодцом оказался, не смотри, что ремнем когда-то стегал. Привез из города доктора, лечил, прятал, сам натерпелся, а сына вынянчил. Спас парня от гибели - ничего не скажешь»

К сожалению, из-за ранения и большого количества времени, проведенного в холодной воде канавы, мальчик заболел туберкулёзом, от которого лечился всю оставшуюся жизнь, посещая больницы и различные курорты. Умер же Павел Иванович Миклашевич из-за сдавшего сердца.

О подвиге Мороза жители Сельца просто-напросто забыли:

«А его и не репрессировали. Его просто забыли»

кто-то даже продолжал считать его предателем. И только благодаря усилиям Миклушевича имя учителя было реабилитировано.

*Несколько раз рассказ Ткачука прерывался: то он и рассказчик ловили попутку до города, то неудачно проехав пару километров в грузовике (из-за тряски) продолжали идти пешком, то заказывали еду в буфете. Закончилось же всё на том, как Ткачук и рассказчик подъезжали к городу

Фрагменты для итогового сочинения:

1) Человек может умереть, не успев что-то сделать:

1. «За два долгих года я так и не выбрал времени съездить в ту не очень и далекую от города сельскую школу. Сколько раз думал об этом, но все откладывал: зимой - пока ослабнут морозы или утихнет метель, весной – пока подсохнет да потеплеет; летом же, когда было и сухо и тепло, все мысли занимал отпуск и связанные с ним хлопоты ради какого-то месяца на тесном, жарком, перенаселенном юге. Кроме того, думал: подъеду, когда станет свободней с работой, с разными домашними заботами. И, как это бывает и жизни, дооткладывался до того, что стало поздно собираться в гости - пришло время ехать на похороны»
2. «Не может быть, чтобы зря. Да и Мороз доказал это самым красноречивым образом. Хотя ты ведь не знаешь... - Не знаю, - честно признался я. - Когда-то Миклашевич собирался рассказать... - Знаю. Он говорил. Он тогда к кому только не обращался. И к тебе хотел. Да вот... не успел»

2) Даже во время войны образование сохраняет свою важность:

«"Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы - будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется,".
Вот так он говорит, шаркая по хате, и не смотрит на меня. А я сижу, греюсь и думаю: а что, если он прав? Немцы ведь тоже не дремлют, свою отраву в миллионах листовок и газет сеют по городам и селам, сам видел, читал кое-что. Так складно пишут, так заманчиво врут, и даже партию свою как назвали: национал-социалистическая рабочая партия. И будто эта партия борется за интересы германской нации против капиталистов, плутократов евреев и большевистских комиссаров. А молодежь и есть молодежь. Она, брат, как малышня на дифтерит, заразительна на всякие малопонятные штучки»

3) Мороз пошёл к немцам, желая спасти своих учеников, хоть это и было безумием - храбрость:

1. «Так им Мороз и побежит. Нашли дурака!»
2. «Кричит на Мороза: "Ты с ума сошел, ты дурак, псих, идиот!" А Мороз стоит у дверей и понуро так смотрит в землю. Кажется, он даже и не слышит командирского крика».
3. «"Слыхал, хочет в село идти?" - "Зачем?" - "А это ты у него спроси". Смотрю на Мороза, а тот только вздыхает. Тут уж и я начал злиться. Надо быть круглым идиотом, чтобы поверить немцам, будто они выпустят хлопцев. Значит, идти туда самое безрассудное самоубийство. Так и сказал Морозу, как думал. Тот выслушал и вдруг очень спокойно так отвечает: "Это верно. И все-таки надо идти"»

4) Память о героях войны:

«Сколько у нас героев? Скажешь, странный вопрос? Правильно, странный. Кто их считал. Но посмотри газеты: как они любят писать об одних и тех же. Особенно если этот герой войны и сегодня на видном месте. А если погиб? Ни биографии, ни фотографии. И сведения куцые, как заячий хвост. И не проверены. А то и путаные, противоречивые. Тут уж осторожненько, боком-боком - и подальше от греха. Не так ли ваш брат корреспондент?.. Вот мне, например, непонятно, почему героев, живых или погибших, должны искать пионеры? Пусть бы и те, и другие, и пионеры тоже - это другое дело. А так получается, что розыском героев должны заниматься пионеры. Неужели ребятишки лучше всех разбираются в войне? Или настырности у них побольше - легче к важным дядям достучаться? Я вот не понимаю. Почему это взрослые дяди не заботятся, чтобы не было этих самых безвестных? Почему они умыли руки? Где военкоматы? Архивы? Почему такое важное дело передоверено ребятишкам?»

5) Учительский долг в войну (дополнение к решению Мороза пойти к своим пленным ученикам):

«Ну, тут сбежалась полицейская свора, немцы скрутили Морозу руки, содрали кожушок. Как привели в старостову хату, старик Бохан улучил момент и говорит так тихонько, чтоб полицаи не услышали: "Не надо было, учитель". А тот одно только слово в ответ: "Надо". И ничего больше»

6) О судьбе детей на войне (погибали совсем молодые, ещё не увидев жизнь):

«Говорил Миклашевич, такая тоска на него напала, хоть в голос кричи. Оно и понятно. Хоть бы успели малость пожить, а то по четырнадцать-шестнадцать лет хлопцам. Что они видели в этой жизни?»

7) Очищение и сохранение памяти:

1. «И попробуй потом опровергнуть эти две бумажки. Спасибо вот Миклашевичу. Он все-таки докопался до истины»
2. «- Мороза нет. Не стало и Миклашевича - он понимал прекрасно. Но я-то еще есть! Так что же вы думаете, я смолчу? Черта с два. Пока живой, я не перестану доказывать, что такое Мороз! Вдолблю и самые глухие уши. Подождите! Вот он поможет, и другие... Есть еще люди! Я докажу! Думаете, старый! Не-ет, ошибаетесь...»
3. «Я знал, что он ищет что-то в истории партизанской войны на Гродненщине, что сам еще подростком принимал участие в партизанских делах, что его друзья-школьники расстреляны немцами в сорок втором и что хлопотами Миклашевича в их честь поставлен небольшой памятник в Сельце»

8) Кто является героем? Что такое героический поступок? Что такое подвиг?

«- Ну пусть забыли. Забыли потому, что были другие дела. А главное, были побольше, чем он, герои. Ну в самом деле, - оживился Ксендзов, - что он такое совершил? Убил ли он хоть одного немца?

- Ни одного.

- Вот видите! И это его не совсем уместное заступничество. Я бы даже сказал - безрассудное...

- Не безрассудное! - обрезал его Ткачук, по нервному прерывающемуся голосу, которого я еще острее почувствовал, что сейчас говорить им не надо.

Но, как видно, у Ксендзова тоже что-то накипело за вечер, и теперь он хотел воспользоваться случаем и доказать свое.

- Абсолютно безрассудное. Ну что, защитил он кого? О Миклашевиче говорить не будем - Миклашевич случайно остался в живых, он не в счет. Я сам когда-то занимался этим делом и, знаете, особого подвига за этим Морозом не вижу.

- Жаль, что не видите! - чужим, резким голосом отрезал Ткачук. – Потому что близорукий, наверно! Душевно близорукий!

- Гм... Ну, допустим, близорукий, - снисходительно согласился заведующий районе. - Но ведь не я один так думаю. Есть и другие...

- Слепые? Безусловно! И глухие. Невзирая на посты и ранги. От природы слепые. Вот так!»

9) К подвигу:

«- Что в другом! Я не хочу с вами об этом говорить! Вы слышите? Никогда! Вы - глухарь! Вот он - человек. Он понимает, - кивнул Ткачук в мою сторону. - Потому что умеет слушать. Он хочет разобраться. А для вас все загодя ясно. Раз и навсегда. Да разве так можно? Жизнь - это миллионы ситуаций, миллионы характеров. И миллионы судеб. А вы все хотите втиснуть в две-три расхожие схемы, чтоб попроще! И поменьше хлопот. Убил немца или не убил?.. Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу...»
Источник - https://auction.ru/offer/bykov_vasil_obelisk_1973_god_avtograf-i5543845979.html
Источник - https://auction.ru/offer/bykov_vasil_obelisk_1973_god_avtograf-i5543845979.html