Нередко в клинику МАМА приходят женщины, которые не могут забеременеть даже при ЭКО из-за того, что жизненный потенциал их эмбрионов снижен. Как с этим справляются в клинике МАМА, рассказывает наш старший эмбриолог.
На качество яйцеклеток влияет множество факторов. Это и эндометриоз, и сахарный диабет, и перенесенное заболевание, и хронический стресс, и масса других обстоятельств. Учесть все эти условия развития яйцеклетки и дать точный прогноз успешности формирования эмбриона не сможет ни один врач. Но точно известно: есть огромное количество факторов, провоцирующих нарушение баланса питательных веществ в разных органах и тканях. И яичники не исключение — они также могут не получать нужное количество одних веществ, и испытывать переизбыток других.
Созревающий в яичнике ооцит при этом начинает считывать тревожные знаки о состоянии окружающей среды. Природа в данном случае включает механизм «защиты», клетка как бы перестраховывается и запускает программу самоликвидации, не оставляя себе шансов противостоять неблагоприятному воздействию. Чтобы осуществить этот план, за пределами ядра яйцеклетки, в цитоплазме, образуются молекулы (их можно назвать «молекулами стресса») которые и будут производить угрожающий жизни белок. За этот процесс отвечает ген с красноречивым названием harakiri (HRK). Другими словами, заболевание женщины, гормональная терапия, или, например, курение — это стресс для яйцеклетки, который провоцирует запуск программы самоуничтожения. При этом такая программа реализуется уже в клетках эмбриона (ранним признаком апоптотической гибели является цитоплазматическая фрагментация). Но известно, что на самом деле подобное воздействие на ооцит может не представлять смертельной угрозы для будущих эмбрионов (конечно, только в том случае, если не происходит генетический сбой). Как «убедить» в этом сами эмбрионы?
Молекулярная медицина в действии
В начале 2000-х сотрудники кафедры эмбриологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, в том числе являвшиеся сотрудниками клиники МАМА, приступили к исследованию олигонуклеотидов как терапевтических молекул, повышающих жизнеспособность эмбрионов, полученных in vitro. Клиническое использование этих «умных» молекул — большое и крайне перспективное направление современной молекулярной медицины.
Специалисты из МГУ и клиники МАМА проделали огромную работу, изучая влияние олигонуклеотидов на эмбрионы млекопитающих, и установили, что даже несколько олигонуклеотидов способны нейтрализовать те молекулы, которые собираются запустить «самоубийство» эмбриональной клетки.
Вместе с тем гибель эмбрионов с генными мутациями, которая запрограммирована природой, остановить нельзя никак. Другими словами, этот терапевтический эффект олигонуклеотидов помогает выжить только здоровым яйцеклеткам и эмбрионам, которые «решили перестраховаться».
Безопасность и эффективность метода была доказана масштабными доклиническими исследованиями, проведенными на кафедре эмбриологии как in vitro, так и in vivo. Олигонуклеотиды высокоспецифичны, то есть направлены исключительно на «молекулы стресса» и ни на что другое влиять не могут.
Олигонуклеотидную технологию применяют в протоколах ЭКО в клинике МАМА, метод получил название EVA-System (Embryo Vitality Assistance, «повышающий жизнеспособность эмбрионов»). Наши сотрудники неоднократно докладывали о нем на международных конференциях и публиковали статьи в различных научных журналах. EVA-System защищена двумя патентами — ее можно использовать только в клинике МАМА, а само название является товарным знаком.