Найти тему
Art around us

Тур по выставке «Реклама как искусство. Британский постер конца XIX - начала XX века»

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина представляет выставку «Реклама как искусство. Британский постер конца XIX – начала XX века». Данная выставка входит в собрание ГМИИ имени А. С. Пушкина и пройдет с 20.10.2020 по 31. 01.2021. Посетив данную выставку, вы можете ознакомиться с более 150 рекламных эстампов из коллекции музея, включая творчество одних из лучших английских художников и дизайнеров, таких как : Обри Бёрдслей, «Братьев» Беггарстафф, Эдварда Макнайта Коффера, Тома Пёрвиса, Эдварда Боудена, Остина Купера и других деятелей, прославивших Лондон как столицу мирового дизайна. Сюда включены иллюстрированная реклама, политические плакаты, образцы коммерческой литографии – визитки, пригласительные билеты и экслибрисы.

Выставка берет свое начало со второй половины XIX – начала XX века, когда возникли и начали развиваться национальные школы художественной рекламы. В зависимости от страны и менталитета названия иллюстрированных объявлений варьировались, соответствуя традициям и национальным особенностям. Все, обладающие важностью и значимостью, сообщения, официальные правительственные указы и рекламные объявления, в Англии именовались “The posters”. Во-первых, это связано с тем, что еще издавна королевская почта занималась не только доставкой писем, но и оповещением подданных об актуальных в государстве событиях. Почтовое отделение было местом, где можно было узнать все новости о предстоящих ярмарках, свадьбах, крестинах и так далее. Таким образом, вместе с немецким плакатом и французской афишей появилось нетрадиционное явление как британский коммерческий постер. Великобритания является прародителем рекламного дизайна и прошла путь от отрицания до «триумфального воцарения иллюстрированной рекламы среди высокомерных муз искусства».

Одни из первых Британских рекламных постеров
Одни из первых Британских рекламных постеров

Встречают посетителей выставки работы художников английской рекламы XIX столетия - Обри Бёрдслей, Беггарстаффов, Уолтера Крейна. Лидирующую позицию в рекламе, её избирательности и оригинальности, бесспорно, заняло Соединенное Королевство. Однако заниматься коммерческими объявлениями осмеливались лишь ремесленники-самоучки. Во Франции же эксперименты в данной сфере вызывали восторг и имели популярность среди заказчиков, в отличие от Англии, в которой жители времен Викторианской эпохи презирали рекламу и относили её к маргинальным явлениям. Дабы преодолеть все эти барьеры общественной оценки, английским художникам понадобилось не одно десятилетие. Даже работы вышеупомянутых художников расценивались как безнадежные попытки, но уже тогда они заложили фундамент огромного потенциала британской рекламы. Отдельные залы демонстрируют карикатуры членов Лондонского скетч-клуба - Дадли Харди, Джона Хэссола, Уильяма Тру и многих других художников-иллюстраторов. Именно им удалось добиться признания коммерческой рекламы со стороны общественности . Ирония и увлекательность содержания полюбились зрителям.

-3

Произведения коммерческих дизайнеров Великобритании первых десятилетий XX века затрагивали тематику транспорта, подземного транспорта и железных дорог, что стало новым этапом в искусстве рекламы. Данное ответвление рекламы стало авторитетным и популярным, что показывало профессионализм и следование моде. Более того, в 1924 году Королевским обществом был проведен конкурс промышленного дизайна среди студентов. Далее, в 1930 году было создано Общество промышленных художников, дизайнеров и специалистов в области прикладной графики.

Реклама транспорта
Реклама транспорта

По мере исследования выставки, перед нами встает затрагивание политической сатиры конца XIX века и наглядная агитация «красных тридцатых», когда искусство уже не могло существовать без политики, а творчество молодых художников-марксистов представляло собой род общественной деятельности, политического художественного движения. В 1933 году в Лондоне была сформирована ассоциация революционных художников – Интернационал художников (Artist's International). Клиффорду Роу удалось организовать советский «агитпроп» (помог и его опыт работы в ИЗОГИЗе в СССР).

Сатирический постер политики
Сатирический постер политики

Одним из самых впечатляющих разделов выставки является коммерческая графика британо-голландского нефтяного концерна “Shell”, поддерживающего политику доверия современному искусству. Здесь представлены шедевры живописцев-новаторов - Дункана Гранта, Пола Нэша, Грэма Сазерленда, Тристрама Хилльера и многих других, которым удалось прославиться с помощью широкой публикации их картин в рекламных постерах.

Рекламные постеры компании "Shell"
Рекламные постеры компании "Shell"

Завершая наш поход на выставку «Реклама как искусство. Британский постер конца XIX - начала XX века», хочется сказать, что именно здесь представлены работы тех художников, которые повлияли на историю развития искусства рекламы, кардинально изменивших стереотипы общества, создавших новое отношение к коммерческим постерам. Благодаря им Англия смогла не только вернуть себе ведущую позицию в этой сфере, но и превратить её в одно из национальных достояний.

Источники :

1. «Реклама как искусство. Британский постер конца XIX - начала XX века». // pushkinmuseum.art. [Электронный ресурс] - 2020. - URL: https://pushkinmuseum.art/events/archive/2020/exhibitions/posters/index.php (дата обращения 30.11.2020)

2. Фотоматериалы : Москвина Кристина, Мартиросян Карина