Специальные сценарии - это большая часть индустрии, благодаря которой делаются фильмы и телешоу. Но написать сценарий "не под заказ", который продастся, очень сложно. У этих сценариев нет покупателя, а это значит, что вам никто не заплатит за их написание. Поэтому, если вы решили написать специальный сценарий в надежде продать его или использовать в качестве визитной карточки для получения работы, вы должны произвести большое впечатление. А это значит - поразить человека, который читает ваш сценарий, - редактора.
Профессиональные редакторы читают стопки сценариев каждую неделю, и они могут выявить неоригинальный или неработающий сценарий по первым страницам. Редакторы хотят найти оригинальный сценарий, который выделяется среди остальных. Они хотят рекомендовать ваш сценарий. Вы просто должны помочь им, написав отличный сценарий. И это начинается с изучения самых распространенных проблем, с которыми читатели сценариев сталкиваются постоянно.
Вот 38 наиболее распространённых сюжетных проблем, с которыми сталкиваются редакторы в специальных сценариях. Вы можете избежать их, чтобы ваш сценарий имел больше шансов попасть в руки людей, которые принимают решения.
Как было проверено 300 сценариев
Анонимный голливудский редактор "Алекс" прочитал 300 сценариев для пяти разных компаний. Он собрал свои заметки и создал инфографику сценарных ошибок. Вот как разделились рейтинги 300 киносценариев:
2,6% – "рекомендую"
29% – "подумать"
66% - "отклонить"
По словам Алекса, примерно 2,6 % из 300 сценариев получили "рекомендую". Это означает, что редактор сказал своим боссам, что сценарий был выдающимся и должен быть приобретен и спродюсирован. Рекомендованные сценарии очень трудно найти в индустрии. Большинство редакторов только несколько раз за карьеру находят такие работы.
29% сценариев были определены в категорию "подумать", что на самом деле является довольно высоким средним показателем. Такой рейтинг означает, что по сути, и у автора, и у сценария есть некоторые многообещающие элементы для рассмотрения, но сценарий ещё не готов. Однако потенциал очень высок.
66% сценариев были отклонены. Обычно эта категория набирает до 90% от общего числа сценариев. Либо история была плохой, либо написание было слабым, либо сама концепция просто не подходила компании. Если вы хотите избежать получения такого рейтинга, список проблем поможет найти наиболее распространённые ошибки в сценариях.
В этом списке есть самая распространённая проблема (№1) и самая маленькая (№38). Надеюсь, это поможет вам выявить некоторые из этих своих ошибок, чтобы вы могли повысить свои шансы на оценку "рекомендую" при следующей отправке своего сценария.
1. История в сценарии начинается слишком поздно (69 сценариев)
Сценарий долго разгоняется и обычно до середины сценария не происходит ничего интересного.
2. Сцены лишены значимого конфликта (57 сценариев)
Персонажи в сценах лишены целей. События, которые происходят лишены значимости для общего сюжета, так зачем нужны эти сцены?
3. Сценарий слишком шаблонный (53 сценария)
Волшебная формула написания сценариев лишь вредит истории.
4. История слишком пустая (53 сценария)
Из 100 страниц сценария лишь 20 относятся к основной истории.
5. Злодеи мультяшны, делают зло ради зла (51 сценарий)
Большинство злодеев в сценариях предпочитают длинные диалоги и лишь выполняют свою функцию ради того, чтобы навредить герою. В них нет индивидуальности, либо истинной причины так себя вести.
6. Логику персонажа сложно понять (47 сценариев)
Часто поступки персонажа не соответствуют его логике. Сложно понять кто он и чего хочет. Либо он не управляет сюжетом, а лишь реагирует на обстоятельства.
7. Картонные женские персонажи (46 сценариев)
Женский персонаж появляется в жизни главного героя, но выполняет лишь функцию подруги/жены и обычно умирает в конце второго акта.
8. Повествование попадает в шаблон (45 сценариев)
Конфликт не нарастает на протяжении всего сценария
9. Конфликт несущественный, либо слишком резкий (44 сценария)
Конфликт происходит, тут же разрешается и снова продолжается обыденное повествование
10. Главный герой - типичный (39 сценариев)
В триллере или детективе - гениальный полицейский, который переживает тяжёлый момент в своей жизни, в комедии - неудачник, в экшне - крутой парень с фирменными фразочками
11. Сценарий отдает предпочтение стилю, а не содержанию (35 сценариев)
Автор выполняет необходимые требования жанра, но никогда не копает глубже
12. Финал обрывается (35 сценариев)
Такое ощущение, что последние 10 страниц вырезали. Концовка может давать намёки на продолжение, но все сюжетные линии должны быть закончены
13. Все персонажи - стереотипы (34 сценария)
Нет оригинальных и интересных персонажей
14. Сценарий беспорядочный (31 сценарий)
Беспорядок и сложность - не синонимы
15. Сценарий проваливается в третьем акте (30 сценариев)
Начинается совершенно другая история, или автор теряет нити повествования
16. Сценарий оставляет вопросы без ответов (29 сценариев)
Слишком много "почему" и "как так случилось" остаются без ответа
17. История представляет собой цепочку несвязанных последовательностей (29 сценариев)
Зарисовки, сцены, персонажи не связанные между собой общим сюжетом
18. Сюжет раскрывается через удачные совпадения (28 сценариев)
В нужный момент в нужное время герою приходят на помощь или случается что-то хорошее. Случайные неприятности - хорошо для сценария, а вот удачные обстоятельства - нет.
19. Сценарий тонально запутан (28 сценариев)
Драматические моменты могут разрешаться комедийными способами и выбивать из жанра, и т.д.
20. Сценарий лишён эмоций (27 сценариев)
Герои не реагируют на драматические ситуации. Одинаково выносят любые удары судьбы, даже когда умирают
21. Главный герой не так силен, как нужно (24 сценария)
Герой просто не справляется с задачей
22. Предпосылка - это неудачное оправдание для действий (22 сценария)
Герою подстраивают ситуацию, чтобы он оказался в нужном для автора месте
23. Предыстории персонажей неуместны/бесполезны (21 сценарий)
Слишком много лишней информации, которая не влияет на сюжет, либо арку персонажа
24. Сверхъестественный элемент слишком непонятен (21 сценарий)
Правила сверхъестественного должны быть просты и понятны, но обычно читателя ставят перед фактом, что, что-то происходит.
25. Места затишья затягивают сюжет (19 сценариев)
Сюжет затягивается, когда в сценах ничего не происходит
26. Концовка - deus ex machina (19 сценариев)
Неожиданно ситуация разрешается самым удачным образом, потому что автор так захотел
27. Персонажи неотличимы друг от друга (19 сценариев)
Они одинаково разговаривают, любят одно и тоже, поступают похожими способами
28. История не вызывает эмоций (17 сценариев)
В истории не происходит ничего интересного. Автор игнорирует главную заповедь кино: "Развлекай!"
29. Диалог плохой, перенасыщенный, с клише из снятых фильмов (16 сценариев)
Герои разговаривают вариациями реплик Сталлоне или гангстеров из старых фильмов
30. Сценарий-халтура (15 сценариев)
Ничего плохого, но и ничего особенного. Будто, дешёвые детективы в мягкой обложке
31. Драма / конфликт рассказывается, но не показывается (14 сценариев)
Два персонажа говорят о том, что сделал третий. В представлении автора назвать персонажа "крутым", значит действительно задать ему такую характеристику.
32. Классный сеттинг не используется (13 сценариев)
Автор задаёт уникальный и интересный мир, но никогда его не использует для раскрытия героев или истории
33. Преувеличенные эмоции (13 сценариев)
Чистая механика, за персонажей решают как они должны реагировать.
34. Диалог прямолинейный и излишне многословный (12 сценариев)
Это вредит сюжету. За тонной слов незаметны сюжетные точки
35. Эмоциональным элементом пренебрегают (11 сценариев)
Сценарий превращается в мелодраму
36. Сценарий - это путешествие эго автора (10 сценариев)
Много ремарок, заметок куда поставить камеру, какую музыку включить и тд.
37. Сценарий делает отсылку, но не обыгрывает её (7 сценариев)
Это может быть обычное упоминание поп-культуры, просто ради упоминания
38. Тема затмевает историю (5 сценариев)
Сам посыл истории интереснее, чем события сюжета
Надеемся с этой информацией ваша история станет сильней!
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.