Практически все историки обходят стороной военную деятельность Джорджа Вашингтона по защите границы Вирджинии и Мэриленда в 1755-1758 годах. От части я их понимаю, это была муторная и неблагодарная работа без громких побед с чередой бесконечных, мелких поражений, т.к. инициатива в пограничной войне практически полностью была отдана в руки противника - французов и индейцев.
Давайте вместе, насколько это возможно, восполним этот пробел. В этом нам поможет обширная корреспонденция Вашингтона, которая в настоящий момент оцифрована и находится в свободном доступе. Итак начнем.
Подготовка Вирджинского полка
11 августа 1755 года губернатор Вирджинии Роберт Диндвиди уведомил Вашингтона,что он назначается командиром провинциального полка для защиты границы, который правда еще предстояло переформировать после разгрома на Моногахилле. Всего в полку должно было быть 16 рот, кроме того в ноябре 1755 года Вашингтону было выдано 10 тыс.фунтов стерлингов для полковой казны, деньги откуда разрешалось тратить в.т.ч. и на подарки индейцам.
Судя по всему жители Вирджинии не стремились записаться на службу, т.к. возрастная вилка, объявленная Вашингтоном своим вербовщикам составляла 16-50 лет. Правда они не должны были иметь язв на ногах и не подвержены припадкам, рост новобранцев должен был быть не менее 162,5 см, "если только они не хорошо сложены, сильны и активны",
Новобранцев предписывалось 2-3 раза в день пересчитывать и читать Военный закон, и столько же раз проводить строевые учения во взводном строю, пищу они готовили себе сами из выдаваемых продуктов, кроме того " солдаты должны регулярно тренироваться в стрельбе по мишеням; для того, чтобы они могли приобрести Ловкость в этом способе стрельбы. Д.В. 11.09.1755".
* Любопытный факт, Дж.Вашингтон в своих инструкциях полковому казначею Александру Бойду от 01.11.1755 напоминал, что умершие рядовые и унтер-офицеры должны числиться в списках полка,как живые 28 дней с момента смерти, чтобы оплатить их похороны из их же жалования.
Формирование полка должно было быть закончено до 01 октября 1755 года, но если с набором офицеров проблем почти не было, то недокомплект рот рядовым составом доходил до 40%. Главной операционной базой для защиты границы должен был стать форт Камберленд.
Все 16 рот (всего в роте - 53 солдата, 3 капрала, 3 сержанта, 1 лейтенант, 1 прапорщик, 1 капитан) полка должны были быть размещены в фортах вдоль западной границы Вирджинии и Мэриленда, большинство из них представляли собой несколько бараков, обнесенных частоколом, с добавлением по углам выступающих бастионов. В одном из приказов (26.10.1755) Вашингтон дает следующие характеристики "типового форта":
Вам предстоит выбрать наиболее подходящий участок земли и направить их (роту рейнджеров Кокса) на строительство четырехугольного форта со сторонами 90 футов (27,5 м) и с бастионами (по углам). Вы укажете им, в какой части форта строить казармы, а в какой, наиболее удобной, магазин (склад).
По мимо Вирджинского полка под руку Вашингтона попадали от 4 до 6 рот рейнджеров, набранных из жителей пограничья, а также в полк полу-официально входила рота-разведчиков, набранных его другом Кристофером Гистом в Пенсильвании из числа "по возможности опытных лесовиков".
Будни границы. 1755 год.
21 сентября 1755 года у форта Камберленд индейцами был захвачен в плен рядовой Томас Беррис. Он успел выстрелить, но его быстро разоружили и дали пару раз по голове, Томас тут же попытался сбежать, но две стрелы, нанесшие неопасные раны, заставили его передумать.
Когда враги повели пленного солдата прочь от форта, они увидели в своем тылу отряд англичан, которые искали только что пропавшего Берриса. Индейцы попрятались в кусты, и Томас, пользуясь ослаблением внимания за его персоной, сумел сбежать, правда во время спасения ему вслед был брошен томагавк, который нанес не смертельную рану в голову.
По мимо Берриса, в это время в плен был взяты еще 2 солдат, одного из них Беррис видел у индейцев, но тот был очень напуган и не сумел повторить маневр своего товарища.
27 сентября 1755 года. В форт Камберленд прибыл охотник по фамилии Пактон, за которым 5 дней гнались индейцы. Перестрелка ополченцев капитана капитана Сэвидж с 3 индейцами у Уиллз-Крик, без потерь. Рядовые Саллван и Бранч получили 600 плетей "за произнесение предательских слов".
4 октября 1755 года . П/полковник Адамс Стивен доносил Вашингтону:
В форте Камберленд дела находятся в наиболее плачевном положении - наше сообщение с поселенцами прервано. Лучшие знатоки по индейцам считают, что нас окружает как минимум 150 индейцев - они разделились на небольшие группы, отрезали поселения...
Они приходят и совершают свои бесчинства в любое время дня, и ничего нельзя увидеть или услышать, кроме криков отчаяния и убийств, усиленных всеми варварскими обстоятельствами и неслыханными случаями жестокости.Дым от пылающих плантаций затемняют день и скрывают соседние горы от нашего взора.
В конце лета-начале осени тактика по защите поселенцев во время уборки урожая заключалась в рассылке по окрестностям усиленных патрулей 20-30 человек. Большинство удобных военных троп индейцев было известно, но недостаток личного состава не позволял плотно перекрыть всю местность.
По приблизительным оценкам в этом районе границы Вирджинии военными отрядами из 150 индейцев было убито около 70 белых поселенцев. П/полковник Стивенс просил прислать его людям мокасины, т.к. индейцы легко узнавали по отпечаткам солдатских башмаков, куда и когда на их перехват отправлялись ополченцы.
8 октября 1755 года Дж. Вашингтон губернатору Диндвиди "Мы в затруднении из-за отсутствия почти всего необходимого - палаток, котелков, оружия, боеприпасов, патронной бумаги и прочего, из-за чего мы терпим бедствие". 18 октября Диндвиди ответил, что уже шьются 100 палаток, за котелками и прочим послан шлюп "Нэнси"* в Нью-Йорк, а пока он отправляет Вашингтону 10 бочек пороха и немного свинца., что касается ружей, то 1-1,5 тыс. мушкетов ожидались не ранее зимы.
Письмо от 11-14 октября 1755 года, Дж. Вашингтон губернатору Диндвиди. Это фееричный документ, в котором Вашингтон описывает панику среди жителей г. Винчестер (около 70 км от ф.Камберленд) и полное нежелание местного населения выполнять его приказы и просьбы, а также " растущую дерзость среди солдат, праздность и бездействие офицеров". Вот пара выдержек из этого письма.
Про гражданский долг
Я хотел немедленно приступить к действиям во главе какого-нибудь ополчения, чтобы положить конец бесчинствам врага, полагая, что их число невелико, но как мне сказал полковник Мартин, который попытался поднять ополчение с той же целью, что было невозможно получить больше 20 или 25 мужчин, которые категорически отказались куда либо идти решив, как они говорят, умереть вместе со своими женами и семьей.
Про панику
Этим утром перед тем, как после первого сообщения о индейцах мы намеревались отправиться маршем с нашими людьми, прибыл второй гонец в десять раз больше испуганный, чем первый, с новостью, что индейцы уже в четырех милях от города и убивают и разрушают все до чего дотянутся....
...как мы обнаружили, все эти беспорядки были делом 3 пьяных солдат легкой кавалерии, они пировали, стреляли из пистолетов и произносили самые неслыханные слова. Мы взяли их под арест и отправили в город, где мы встретили людей, которых я посылал прошлой ночью, и узнали, что отряд индейцев, обнаруженный Исааком Джулианом, оказался мулатом и негром, которых его сын видел, когда ходил смотреть причину тревоги скота.
Будущий первый президент США предложил губернатору следующие решения проблем - ужесточение законодательства колонии в части Военного закона для ополченцев, штрафы и телесные наказания гражданских за подстрекательство и укрывательство дезертиров.
Следует отметить,что Вирджинии действовал закон, по которому за поимку дезертира полагалась награда в 200 фунтов табака.
17 октября 1755 года. Дж. Вашингтон губернатору Диндвиди. Вашингтон предостерегал, что союзные англичанам катоба и чероки могут поддаться на уговоры французов и поднять военный топор против англичан, особенно если английские торговцы не перестанут обманывать индейцев.
Вашингтон вообще ратовал за широкое привлечение аборигенов к защите границы. 18 октября он писал Гисту,чтобы тот сообщил их общему знакомому Эндрю Монтуру,что если тот наберет 60 индейцев из долины Саскуэханны, то будет платить ему 10 шиллингов в день, как капитану роты.
26 октября 1755 года. Вашингтон дает приказ капитану Бэкону (рота из ополченцев Мэриленда), капитану роты рейнджеров Коксу и капитану вирджинцев Эшби о постройке фортов, рядом с плантациями двух уважаемых людей на реке Потомак.
27 октября 1755 года. Приказ Вашингтона майору Эндрю Льюису о сборе кукурузы, что осталась на брошенных плантациях и охранение ее для общественных целей, о помощи в сборе урожая поселенцам, которые еще остались в окрестностях форта Камберленд, о захоронении убитых поселенцев после индейского набега.
28 октября 1755 года Вашингтон отправил на вербовку солдат 8 офицеров полка. Очевидно, что некомплект рядового состава был очень серьезным, а дисциплина в полку хромала, потому что офицеры были обязаны вернуться в Камберленд не позднее 1 декабря или их ждал военный трибунал.
Следует отметить, что некоторые вербовщики (волонтер Дэннис Маккарти) проявили излишнее рвение во время задания, насильно захватывая потенциальных рекрутов и держа их тюрьме, пока те добровольно не согласятся тянуть солдатскую лямку.
31 октября 1755 года. Зам.губернатора Пенсильвании Р.Х. Моррис поделился с Вашингтоном информацией, что был замечен большой отряд индейцев, которые пересекли горы Аллегейни и направляются в сторону Вирджинии.
8 ноября 1755 года. Мольбы Вашингтона о ужесточении дисциплины в ополчении был услышаны, губернатор Динвидди подписал акт, который предусматривал, что военный трибунал в составе девяти полковых офицеров может выносить смертный приговор солдатам полка, признанным виновными в мятеже, дезертирстве и неповиновении. Закон также включал другие положения, касающиеся дезертирства.
18 ноября 1755 года. "Мятеж" роты Хогга в форте Динвидди из-за несвоевременной выплаты жалования, задержанного полковым казначеем Бойдом. В роте вообще было не все в порядке с дисциплиной, по отчету за октябрь из нее дезертировало 6 солдат, а 2 старых дезертира были пойманы.
Жалование было очень скромным - рядовой получал 8 пенсов в день, барабанщик -10 пенсов, капрал - 1 шиллинг, сержант - 1 ш. 4 п., прапорщик - 4 ш., лейтенант - 5 ш., капитан - 10 ш.
Весь декабрь прошел без каких либо значимых событий. Это было время заготовки солонины, к которому начинали готовиться еще в начале осени. Делали новые и ремонтировали старые бочки, завозили на склады соль, закупали свиней и коров у местных жителей. Вашингтон уделял этому вопросу достаточно много времени напоминая о необходимых работах и перераспределяя деньги и ресурсы между ротами.
Кроме хозяйственных моментов, Вашингтон постоянно напоминал о необходимости обучения солдат, соблюдения дисциплины и морали. Это были отнюдь не дежурные указания, а попытка остановить разложение дальних гарнизонов, солдаты дезертировали из полка почти каждый месяц.
Чтобы закончить статью на веселой ноте, стоит отметить письмо Вашингтона капитану Эшли о недостойном поведении жены капитана.
Я очень удивлен, узнав о серьезных нарушениях, которые допускались в вашем лагере. Ром, хоть и продавался Джозефом Кумбсом (тесть Эшли), но насколько мне известно, является вашей собственностью. Мне постоянно жалуются на плохое поведение вашей жены, которая, как мне сказали, сеет мятеж среди людей и возглавляет всякое восстание.
Если она не будет немедленно отправлена из лагеря или я по прибытию в лагерь услышу еще какие-либо жалобы на ее неправильное поведение, то Я позабочусь о том, чтобы выгнать ее сам, а вашу комиссию приостановить. Дж Вашингтон 28.12.1755