«Пояс Ульчи» закрывает цикл студийных записей «Моста» 1990-х годов. Формально это последняя пластинка золотого состава группы, которому в 1987 году покорился Подольский рок-фестиваль − важная веха в истории «Калинова моста» А еще это один из самых красивых и необычных альбомов русского рока.
Здесь «мостостроевцы» все дальше уходят от таежных маршей и сибирских блюзов в сторону изящной смеси арт-рока с пышно цветущим ревякинским словотворчеством. Это даже не фолк-рок, который приписывают «Мостам» чаще всего, это, скорее, то, что в западных каталогах называется world music.
Альбом примечателен тем, что в нем участвовало рекордное для группы количество приглашенных музыкантов: участники ВИА и группы «СВ» Вадим Голутвин и Александр Чиненков, блюзмен Сергей Воронов, фолкдива Инна Желанная и стильный Сергей Мазаев.
Альбом на ЯМе
«Пояс Ульчи» записывался в 1992-93 годах и вышел в 1994 году. Это был короткий промежуток времени, когда с одной стороны интерес к «красному» року уже поугас, а с другой − появились первые возможности для нормального заработка музыкантов. Новые лейблы издают архивы и сборники хитов, первые клубы принимают гостей.
Имея какую-никакую материальную поддержку, музыканты, еще не скованные понятием формата и ожиданиями публики, могли себе позволить записывать музыку, привлекательную им самим. Экспериментальную, коммерчески не оправданную, идущую вразрез с модой. На западе в это время уходит эпоха гранжа, ему на пятки наступает брит-поп, а «Калинов мост» выдает практически пинкфлойдовского размаха концептуальное полотно, по которому скачут хазары, летят птицы и стрелы, текут бесконечные реки.
Что значит «Пояс Ульчи»?
Несмотря на то, что в Приамурье существует реальная народность ульча, Ревякин расшифровывает название альбома по-своему:
«Пояс Ульчи – цикл песен для нового этноса, который должен вот-вот появиться. Некоторые люди уже ходят среди нас и улыбаются миру. Ульчане – новый этнос, новая генерация людей (на самом деле она старая, только несколько забытая, я решил оживить это понятие), которые живут в согласии с собой и с окружающей природой. Пояс Ульчи – это Путь Людей Чести и Любви. Это для меня фундаментальное понятие. Этимология его начинается со слов «ульчание», «ульча». Расшифровывается: «у» – как движение, «л» – любовь, «ч» – честь, согласие. А Ульча – это молодой ульчанин, но уже воин».
О записи альбома
Начало работы над альбомом пришлась на момент очередного распада «Моста». Неопределенный статус группы и безденежье плюс амбиции Ревякина посодействовали временному разъезду коллектива. Студийная работа началась в конце 1992 года в Москве на уже знакомой «мостам» студии Стаса Намина SNC. Для нее из глубины сибирский руд были выписаны новые музыканты: Олег Татаренко, будущий постоянный басист КМ, и Александр Владыкин − клавишник и по совместительству помощник по хозяйству.
Писался альбом с большими перерывами − в начале 1993 года на несколько месяцев из-за проблем с голосом выпадает Ревякин. В это время музыканты живут в общаге практически без денег. К концу работы над «Поясом» в апреле-мае 1993 года в группу возвращаются басист Андрей «Крэз» Щенников, которому пришлось «допилить» за Татаренко некоторые партии, и барабанщик Виктор Чаплыгин. Последний на альбоме значится формально − в основном всю работу по ударным сделал Чиненков, создав перкуссионный ряд плюс электронные барабаны-секвенсоры и многие аранжировки.
В конце записи группу окончательно настигла бытовуха − в Москве жили вшестером в однокомнатной квартире в Марьиной роще. Владыкин был фактическим мальчиком на побегушках, писал свои партии в свободное от плиты время. К концу записи музыканты совсем разругались. Сводить альбом в Москве летом остались гитарист Василий Смоленцев и продюсер и «серый кардинал» группы Александр Кириллов, которому помогал звукач Намина и по совместительству муж Татьяны Анциферовой Владимир Белоусов.
По воспоминаниям, Мазаев играл партии подшофе, Голутвин исполнил немного, но очень четко и по делу, а больше всего в запись вложился Чиненков, которому в радость было зависнуть с молодежью, открытой к экспериментам. Кстати, никто их приглашенных звезд не взял за свое участие денег.
Чтобы представить, как звучала группа тогда живьем, можно посмотреть запись «Программы «А» 1993 года. Очень трогательный Владыкин с синтезатором на коленках)))
Для фанатов КМ
В юбилейное переиздание к 20-летию группы от Real Records 2006 года в дополнение к основному альбом добавили акустическую сольную запись Ревякина в общежитии НЭТИ города Новосибирска, сделанную 13 апреля 1992 года.
А еще откопал вот такую запись 1994 года. Снова «Программа А». Светящийся Ревякин в белой рубахе, чем-то на Махалайю Джексона похожий. Дядя Юра на ударных, а потом Ревякин и вовсе без рубахи, тощий, аки твой йогин. Девушки падают, девушки встают и уходят
И напоследок смешная фотография какого-то из воссоединений группы, дай Бог им всем здоровья!
Всего музыкального,
Ваш Александръ
Если вам понравился материал, подпишитесь, пожалуйста на наш канал!
Эти статьи могут вас заинтересовать:
О новом сольнике Ревякина KOSMOTANGO
Альбом Дмитрия Ревякина «Снег-печенег»: потепление отменяется! «Калинов Мост» − «Даурия». Альбом, который нужно послушать всем