Раньше у нас были герои (герои спорта, герои труда, герои войны…) Нынче или «звезды», или уж совсем «селебрити». «Селебрити труда» – не доводилось видеть такого/такую? Вот и мне нет. Сместилась шкала ценностей в «Окнах Овертона».
Нет, выдающиеся спортсмены у нас и сейчас есть, но ... При всем уважении, «звезды» – да, но не герои.
Никто из нынешних не может бросить вызов (или как сейчас говорят, challenge) Всеволоду Боброву. Ни из тех, кто гоняет мяч, ни из тех, кто катает шайбу. Играть и в хоккей, и в футбол на уровне сборной страны – нет сейчас таких универсалов. А «Бобёр», как его звали на спортивных трибунах, – единственный игрок в мировой истории, который был капитаном как футбольной, так и хоккейной сборной. И ведь он не только играл, но потом и тренировал главные команды страны, как по футболу, так и по хоккею. Всеволод Бобров – один из немногих спортсменов, который выступал, как на летних, так и зимних Олимпийских играх. А начинал он спортивную карьеру в хоккее с мячом.
1 декабря – 98 лет со дня рождения легендарного советского спортсмена Всеволода Боброва. Сегодня самое время вспомнить его выдающиеся достижения.
В «русский хоккей» Бобров на высшем уровне играл недолго, но дважды становился обладателем Кубка СССР в 1945 и 1946 годах, играя за команду ЦДКА (такое название тогда носил главный армейский клуб). Оба раза в финальных играх Всеволод Бобров отметился решающими голами. За сборную не играл, поскольку крупных международных турниров по бенди тогда еще не проводилось.
В футбол Всеволод Бобров начал играть еще до войны. В первом послевоенном чемпионате, который стартовал 13 мая 1945 года, Бобров дебютировал в «команде лейтенантов». ЦДКА вступило в борьбу 19 мая, встретившись на стадионе «Сталинец» с московским «Локомотивом» в присутствии 10 тысяч зрителей (война только-только окончилась!). Армейцы просто «порвали» железнодорожников 7:1. Два последних гола (на 78-й и 86-й минутах), забил дебютант Всеволод Бобров. Дальше понеслось. 27 мая игра в Киеве, местное «Динамо» уступает ЦДКА 0:7. Бобров снова забивает два гола (третий и седьмой). Правда, третья игра (первая на своем поле) с ленинградским «Зенитом» сложилась для Боброва неудачно – он почти не играл, его удалили уже на шестой минуте. В этом чемпионате Бобров редко уходил без забитого гола. В 17-м туре, 22 августа Бобров отметился первым хет-триком в матче с московскими «Крыльями Советов» (ЦДКА победили 6:2. В 18-м туре, в игре с «Динамо» (Минск) дубль Бобровым решил исход встречи (победа армейцев 2:0). В 19-м туре, в игре с московским «Торпедо» ситуация повторилась, с той лишь разницей, что «Торпедо» тоже не оставило ворота соперника нераспечатанными (победа ЦДКА 2:1). В завершающем туре первого послевоенного сезона Бобров открыл счет в игре с московским «Динамо», в которой армейцы победили 2:0.
Однако чемпионом 1945 года все же стало московское «Динамо», ЦДКА набрал на одно очко меньше, и стал вице-чемпионом. Всеволод Бобров, забивший 24 мяча, стал лучшим бомбардиром. Но армейцы взяли реванш в розыгрыше Кубка СССР, победив в финале «Динамо» 2:1. 80 тысяч (!) зрителей смотрели эту игру. Бобров в ней не забил. Он отличился в полуфинале, отправив «покер» в ворота ленинградского «Зенита» (армейцы победили 7:0).
Но на этом сезон для Всеволода Боброва и… московского «Динамо» не закончился. Бобров в составе главного соперника «команды лейтенантов» отправился в турне по Великобритании. В первом матче с «Челси», Бобров спас «Динамо» от поражения, забив на 83-й минуте. Игра, которую смотрело 85 или даже 90 тысяч зрителей, закончилась со счетом 3:3. Во второй игре с валлийским «Кардифф Сити», «Бобёр» сделал хет-трик. Игра закончилась победой советских футболистов с позорным для хозяев счетом 1:10 («покер» на счету Бескова и хет-трик сделал ленинградский динамовец Архангельский). На встрече с лондонским «Арсеналом» настояла советская сторона. «Канониры» тоже были биты – 3:4. Бобров забил уже на первой минуте и решающий гол в конце встречи. В Шотландии «Динамо» сыграло вничью с «Рейнджерс» 2:2. Бобров в этой игре был заменен на 63-й минуте. В четырех играх Бобров забил шесть мячей, «Динамо» в ходе турне два раза победило, две игры завершились в ничью.
Есть сейчас в России такой клуб, такие футболисты? Пусть соперниками будут те же – «Челси», «Арсенал», «Глазго Рейнджерс» и «Кардифф Сити». Ну, может с валлийскими горожанами вничью сгоняют нынешние «селебрити».
Всеволод Бобров в составе ЦДКА стал чемпионом СССР в 1946 году и в 1947 году (Бобров снова стал лучшим бомбардиром). В 1948 году армейцы выиграли и в чемпионате, и в Кубке. В 1949-м, правда, откатились на второе место. Играть бы да играть в этой команде, но Бобров увлекся «канадским хоккеем». Выступал, конечно, тоже за ЦДКА. И тут карьера складывалась, почти как под копирку с футбольной – «серебро» в первом чемпионате СССР 1947 года, и два «золота» подряд в 1948 и 1949 годах. В 1948 году еще и лучшим бомбардиром стал (52 шайбы в 18 играх!). Именно в качестве хоккеиста, он произвел впечатление на товарища Сталина. Василия Сталина, руководившего спортивным клубом летчиков – ВВС.
В сезоне 1949/1950 годов Всеволод Бобров стал «лётчиком». Сезон был трагичным для хоккейной команды ВВС. 7 января 1950 года «лётчики» самолётом полетели на выездную игру в Челябинск, в сложных метеоусловиях (метель) Ли-2 потерпел катастрофу. Все члены экипажа и вся команда погибли. Но Всеволода Боброва среди них не было. Будильник был исправен, но не зазвонил, спася жизнь. Бобров отправился на выезд поездом. Доехав до Куйбышева (Самары), узнал об авиакатастрофе. Но игра с челябинским «Дзержинцем» все же состоялась. Могущественный сын всесильного вождя оперативно собрал новую команду и назначил Всеволода Боброва играющим тренером. «Лётчики» победили 8:3. Говорят, что Иосифу Сталину даже не доложили об авиакатастрофе. ВВС в этом сезоне не смогла войти в призёры, закончив чемпионат на 4-м месте. На четвёртом месте закончила чемпионат СССР и футбольная команда ВВС, в которой также теперь играл Бобров. Его команды остались без достижений, но не он сам – Бобров снова стал лучшим бомбардиром чемпионата СССР по хоккею. В футболе Команда ВВС вообще ничего значительного не достигла. Сезоны 1950 и 1951 годов она закончила на 10-м и 11-м месте соответственно. Впрочем, Василия Сталина это мало волновало, он болел хоккеем. В 1951, 1952 и 1953 годах, команда ведомая Всеволодом Бобровым становилась чемпионом. А потом умер Иосиф Сталин, его сына репрессировали, команды передали клубу ЦДКА.
Но еще до этого Всеволод Бобров успел принять участие в Летних Олимпийских играх. СССР дебютировал на Олимпиадах в 1952 году, игры проходили в Финляндии. Советские футболисты с трудом прошли предварительный этап. Их соперниками были болгары. Основное время закончилось вничью 0:0. Хорошо, что тогда еще не было правила «золотого гола», болгары первыми открыли счет в дополнительное время на 95-й минуте. Бобров на сотой минуте восстановил равенство, а еще через четыре минуты Трофимов вырвал победу. Дальше был первый раунд, он проходил также – одна игра на выбывание. Соперник – Югославия. И это обстоятельство придавало матчу политический характер. Между коммунистическими лидерами СССР и ФНРЮ – генералиссимусом Иосифом Сталиным и маршалом Иосипом Броз Тито – отношения были хуже некуда. Югославы вели после первого тайма 3:0 и на первой же минуте забили четвертый гол. Надвигалась катастрофа. На 53-й минуте Всеволод Бобров отыграл один мяч, но югославы вскоре перевес сократили. Еще два гола Боброва, и по одному – Трофимова и Петрова, позволили свести результат к ничьей 5:5. Дополнительное время прошло без голов и победителя не выявило. (Вспоминается недавнее безвольное поражение сборной России от сербов 0:5).
А в 1952 году была назначена переигровка. Бобров открыл счет, но затем сборная СССР пропустила три безответных мяча, и выбыла из турнира. За это поражение больше других поплатилась бывшая команда Боброва – ЦДКА. В разгар сезона ее сняли с чемпионата и расформировали, все результаты аннулировали. Была команда и нет ее, ни в календаре, ни в турнирной таблице.
К Боброву претензий не было. Во-первых, он забил в трех играх пять мячей. Во-вторых, он был близким другом Василия Сталина. С сыном вождя Бобров действительно дружил. Конечно, Сталин-джуниор хоть и летал, но ангелом не был, его многие боялись. Однажды досталось и Боброву. Василий Сталин подарил Боброву дачу, а тот ее переподарил кому-то другому. Приезжает Василий к Всеволоду в гости, а там другие люди. Ну он и выписал Боброву 10 суток гауптвахты. Однако, когда Василия Сталина, после смерти отца, репрессировали, Бобров ездил в Казань, чтобы навестить друга. Конечно, это не приветствовалось Хрущевым и его окружением.
После расформирования ВВС, футбольное лето 1953 года, Всеволод Бобров провел в московском «Спартаке». Впрочем, он сыграл только в четырех матчах (в одном из них вышел на замену), но забил в ни три гола. Тем самым, помог «Спартаку» сохранить чемпионский титул. На этом Всеволод Бобров завершил футбольную карьеру, у него была травма колена, и он решил сосредоточиться на одном виде спорта, отдав предпочтение хоккею.
С сезона 1953/1954 годов Всеволод Бобров выступал за команду ЦДСА.
В армейском клубе Всеволод Бобров провел четыре сезона, пополнив свою коллекцию наград двумя золотыми (1955, 1956) и двумя серебряными наградами (1954, 1957).
Аккурат, когда Бобров решил сосредоточиться на хоккее, руководство СССР решило, что пора нашей сборной вступить в борьбу за чемпионский титул. Да-да, такая планка ставилась изначально. Времена были такие: «Мы верим твёрдо в героев спорта.
Нам победа, как воздух, нужна…
Мы хотим всем рекордам
Наши звонкие дать имена!»
И ведь получилось! С первого раза получилось! Громили всех, вничью сыграли только с хозяевами – шведами. А в последнем решающим матче просто унизили 7:2 родоначальников – канадцев. Всеволод Бобров сыграл во всех семи играх, забил восемь шайб, сделал одну передачу, и был признан лучшим нападающим турнира (это было нововведение, так что Бобров – первый среди лучших нападающих чемпионатов мира). С тех пор, матчи между канадскими и советскими хоккеистами стали культовыми.
На чемпионате мира 1955 года в Западной Германии, СССР и Канада должны были также встретиться в последний игровой день. К этому дню советская сборная приближалась, уверенно побеждая оппонентов, а канадцы просто их сметали со своего пути, стремясь к единственной цели – взять реванш. И, видимо, драйва канадцам добавляли не только реваншистские настроения, но и антикоммунизм. У сборной Швейцарии тоже ведь красная форма, одному из них в матче с канадцами досталось, а в добавок его еще и назвали: «грязным коммунистом». Однако такой настрой оправдал себя, в решающей игре канадцы победили всухую 5:0. Сборной СССР и Всеволод Бобров получили серебряные награды.
В 1956 году советская сборная дебютировала на Зимних Олимпийских играх. Бобров отправился в итальянский Кортина д’Ампеццо в качестве капитана. Двухэтапный турнир прошел без осложнений для нашей сборной, победив во всех семи встречах, в том числе переиграв Канаду в решающем матче 2:0, она выиграла олимпийское «золото». Канадцы в итоге получили лишь «бронзу». Второе место заняла команда США. «Есть область, где русские достигли результатов, граничащих с невозможным, и эта область – хоккей с шайбой», – написала The New York Times об олимпийском дебюте команды СССР. Этот турнир приравнивался к чемпионату мира, а также к чемпионату Европы (за вычетом результатов с командами Канады и США), таким образом сборная СССР завоевала сразу три чемпионских титула. Всеволод Бобров на олимпийском турнире забил 9 шайб и сделал две передачи. Вместе с канадцем Джерри Тибергом, также забившем 9 шайб, Бобров стал лучшим снайпером турнира.
В 1957 году чемпионат мира впервые проходил в Москве. Штаты и Канада свои команды не прислали. Кроме европейцев была только одна сборная из другой части света – Япония. Большинство соперников советская сборная переиграла с разгромным счетом: (16:0 с Японией, 11:1 с Финляндией, 22:1 с Австрией, 10:1 с Польшей и 12:0 с ГДР). Увы, свой лёд не помог обыграть чехословаков и шведов. Две ничьи позволили занять СССР только второе место, первыми стали шведы. Бобров забил 13 шайб (больше всех), но сделал лишь одну голевую передачу, по показателю «гол плюс пас» его опередил Константин Локтев. Бобров стал лучшим снайпером чемпионата, в Локтев – бомбардиром. В этом сезоне Всеволод завершил карьеру игрока и перешел на должность начальника команды в клубе, за который он играл (ЦСК МО в тот момент). А в 1958 году он уже стал тренером, в команде, наконец-то выбравшей название, которое сохраняется до сих пор – ЦСКА. Но это уже другая история. О тренерской карьере Всеволода Боброва, тоже в своем роде выдающейся, канал «Фанат Акрона» расскажет в ближайшее время.
Евгений Евтушенко
Прорыв Боброва
Вихрастый, с носом чуть картошкой, –
ему в деревне бы с гармошкой,
а он – в футбол, а он – в хоккей.
Когда с обманным поворотом
он шёл к динамовским воротам,
аж перекусывал с проглотом
свою «казбечину» Михей. Кто – гений дриблинга, кто – финта,
а он вонзался, словно финка,
насквозь защиту пропоров.
И он останется счастливо
разбойным гением прорыва,
бессмертный Всеволод Бобров! Насквозь – вот был закон Боброва.
Пыхтели тренеры багрово,
но был Бобёр необъясним.
А с тем, кто бьет всегда опасно,
быть рядом должен гений паса, –
так был Федотов рядом с ним. Он знал одно, вихрастый Севка,
что без мяча прокиснет сетка.
Не опускаясь до возни,
в безномерной футболке вольной
играл в футбол не протокольный –
в футбол воистину футбольный,
где забивают, чёрт возьми! В его ударах с ходу, с лёта
от русской песни было что-то.
Защита, мокрая от пота,
вцеплялась в майку и трусы,
но уходил он от любого,
Шаляпип русского футбола,
Гагарин шайбы на Руси. И трепетал голкипер «Челси».
Ронял искусственную челюсть
надменный лорд с тоской в лице.
Опять ломали и хватали,
но со штырей на льду слетали,
трясясь, ворота ЛТЦ. Держали зло, держали цепко.
Таланта высшая оценка,
когда рубают по ногам,
но и для гения не сладок
почёт подножек и накладок,
цветы с пинками пополам. И кто-то с радостью тупою
уже вопил: «Боброва с поля!»
Попробуй сам не изменись,
когда заботятся так добро,
что обработаны все рёбра
и вновь то связки, то мениск. Грубят бездарность, трусость, зависть,
а гений всё же ускользает,
идя вперед на штурм ворот.
Что ж, грубиян сыграл и канет,
а гений и тогда играет,
когда играть перестаёт. И снова вверх взлетают шапки,
следя полет мяча и шайбы,
как бы полёт иных миров,
и вечно – русский, самородный,
на поле памяти народной
играет Всеволод Бобров!
(Фотографии из открытых источников).