Министры просвещения России. Продолжение. Часть 7
- Первая часть. Министры с 1802 по 1824 годы: Завадский, Разумовский, Голицын.
- Вторая часть. Министры с 1824 по 1849 годы: Шишков, Ливен, Уваров.
- Третья часть. Министры с 1850 по 1861 годы: Ширинский-Шихматов, Норов, Ковалевский.
- Четвёртая часть. Министры с 1861 по 1880 годы: Путятин, Головнин, Толстой.
- Пятая часть. Министры с 1880 по 1897 год: Сабуров, Николаи, Делянов.
- Шестая часть. Министры с 1898 по 1904 год: Боголепов, Ванновский, Зенгер.
Эта часть - седьмая. Знакомимся со следующей тройкой министров просвещения России.
Министр № 19. Глазов Владимир Гаврилович
Родился в 1848 году в Санкт-Петербурге, умер в 1920 году в Петрограде. Был министром просвещения с 1904 по 1905 год. Вступил в должность в возрасте 56 лет.
После ухода Зенгера управление министерством народного просвещения доверили Владимиру Гавриловичу Глазову - видному военному деятелю.
Он наметил несколько реформ, даже созвал съезд попечителей учебных округов, на котором были выработаны устав университетов и новое положение о гимназиях. Но всё осталось лишь на бумаге. Уже в октябре 1905 года Глазова освободили о должности министра просвещения и назначили помощником командующего войсками Московского военного округа.
Министр № 20. Толстой Иван Иванович
Родился в 1858 году в Санкт-Петербурге, умер в 1916 году там же. Был министром просвещения с 1905 по 1906 год. Вступил в должность в возрасте 47 лет.
Иван Иванович был видным государственным деятелем, археологом и нумизматом.
За неполные два года он сделал очень многое.
- Учебные планы стали гибкими. Был установлен лишь минимальный базовый уровень образования. Учебные планы образовательные учреждения корректировали самостоятельно.
- Нерусские учителя получили право преподавать все предметы кроме русского языка, литературы, истории и географии России.
- Педагогические советы в каждом учреждении (с разрешения попечительского совета) получили право изменять инструкции для классных наставников, правила проведения испытаний, наименование книг в ученических библиотеках.
- В состав педагогических советов были введены уездные предводители дворянства, председатели уездной управы и городские головы. При этом они имели право решающего голоса.
- При каждом учебном заведении было разрешено образовывать родительские комитеты и родительские совещания. Председатели родительских комитетов получали права почётных попечителей.
- Нервно возбуждённые ученики временно освобождались от занятий.
- Верхняя форменная одежда была отменена с целью охраны учащихся от уличной толпы.
- При перерывах в занятиях (время-то было неспокойное) было разрешено продлевать учебный год за счёт каникул.
- Экстерны получили право самостоятельно выбирать учебное заведение, при котором они желали пройти окончательные испытания.
- Окончившим курс гимназий было разрешено пересдать все предметы, чтобы повысить средний балл аттестата. Интересно, что нельзя было пересдать отдельные предметы, только все.
- С 18 марта 1906 года поступать в университет можно было лишь выдержав испытания по латинскому языку.
Иван Иванович Толстой указал, что ограничения для евреев установлены циркулярами, а не законодательно и надо бы их отменить. В результате евреи получили послабление при поступлении в университеты.
Министр № 21. Кауфман Пётр Михайлович
Полностью: Пётр Михайлович фон-Кауфман-Туркестанский. Родился в 1857 году в Тифлисе, умер в 1926 году в Париже. Был министром просвещения с 1906 по 1908 год. Вступил в должность в возрасте 49 лет.
Мост министра просвещения Пётр Михайлович занимал около двух лет. Он внёс в Думу законопроект о всеобщем начальном образовании. Было это в 1907 году. Законопроект долго рассматривался и в 1912 году был отклонён.
Что произошло в народном образовании за время, когда министром был Пётр Михайлович:
- упрощён порядок открытия народных училищ, учредил при них попечительства;
- разрешено принимать в городские училища девочек вместе с мальчиками;
- вышли новые положения о начальных городских училищах и женских учительских семинариях, новые правила о народных училищах для иностранцев;
- разрешено открывать частные учебные заведения для евреев;
- появились школы для старообрядцев и сектантов;
- детей старообрядцев стали принимать в учительские семинарии;
- в средних учебных заведениях появились переводные экзамены, а собрания учащихся были запрещены;
- открыто 139 гимназий, 375 частных учебных заведений, несколько институтов, в том числе Высшие женские курсы в Одессе и Казани;
- разработаны правила о студенческих организациях, заложены основы студенческого самоуправления;
- появились проректоры вместо инспекторов.
Кауфман внёс два предложения в Государственную Думу: о пенсионном обеспечении учителей и педагогов, а также о приёме женщин в вузы наравне с мужчинами. Первый законопроект был принят, а вот в равенстве женщин мужчинам в праве поступать в вузы было отказано.
После отставки работал в Красном кресте.