Министры просвещения России. Продолжение. Часть 5
Первая часть. Министры с 1802 по 1824 годы: Завадский, Разумовский, Голицын.
Вторая часть. Министры с 1824 по 1849 годы: Шишков, Ливен, Уваров.
Третья часть. Министры с 1850 по 1861 годы: Ширинский-Шихматов, Норов, Ковалевский.
Четвёртая часть. Министры с 1861 по 1880 годы: Путятин, Головнин, Толстой.
Эта часть - пятая. Знакомимся со следующей тройкой министров просвещения России.
Министр № 13: Сабуров Андрей Александрович
Андрей Александрович Сабуров родился в 1837 году в Санкт-Петербурге, в семье декабриста, умер в 1916 году в Санкт-Петербурге. Был министром просвещения чуть менее года в 1880-1881 годах, в возрасте 43 лет.
Андрей Александрович, по воспоминаниям современников, был хорошим, доброжелательным и честным человеком. Однако он был очень мягким, а потому не смог противостоять студенческим протестам. 8.02.1881 года в Санкт-Петербургском университете состоялась демонстрация против министра. Ему было нанесено публичное оскорбление - пощёчина. В марте 1881 года он подал в отставку.
Министр № 14: Николаи Александр Павлович
Родился в 1821 году, в Копенгагене. Немецкое имя: Alexander Freiherr von Nicolay. Умер в 1899 году, в Тифлисской губернии. Был министром просвещения России с марта 1881 года по март 1882 года - то есть, один год. Стал министром в возрасте 60 лет.
Александр Павлович был утверждён на пост Александром II - реформатором, но работать ему пришлось уже при Александре III - консерваторе. Новый император на все сетования по поводу низкого уровня грамотности народа отвечал одно: - И слава Богу!
А потому Николаи практически ничего не смог сделать в должности министра народного просвещения. Сделал только одно, но важное дело. Получили официальный статус низшие земские школы грамотности, которые до этого существовали полулегально.
Министр № 15: Делянов Иван Давыдович
Родился в 1818 году в Санкт-Петербурге. Умер в 1897 году там же. Министром просвещения он был с 1882 по 1897 год (15 лет), заступив на пост в возрасте 64 лет.
Происходил из благородного армянского рода. Получил великолепное домашнее обучение. Знал кроме русского и армянского языков, ещё и английский, немецкий, французский, латынь.
Что сделал Делянов на посту министра просвещения
- Открыл новые учебные заведения, в том числе Томский университет и Харьковский технологический институт.
- Пересмотрел учебные планы классических гимназий. Сократил часы на изучение древних языков, за счёт чего значительно улучшил преподавание русского языка.
- Всё начальное образование (церковно-приходские школы, младшие школы грамотности) было передано в ведение Святейшего Синода, то есть, стало носить церковный характер.
- Новый университетский устав (1884 года) значительно ограничил автономию университетов. Профессоров стали назначать, а у студентов появились государственные экзамены.
- В 1887 году вышел знаменитый "циркуляр о кухаркиных детях", напрямую предписывающий не принимать в гимназии детей кучеров, прачек, мелких лавочников. Таким образом люди низших сословий не могли получать полное, и тем более - высшее образование.
- Делянов на три года закрыл Высшие женские курсы и открыл их с новой программой, в духе своего времени.
- А также он ввёл строгую процентную норму приёма евреев в высшие учебные заведения.
В целом министр Делянов разделил образование на две части:
- низшая ступень - доступная всем;
- высшее образование - только для элиты.
Почему так сделал мягкий и добрый человек? Он был безусловно предан Дмитрию Толстому и Константину Победоносцеву (министрам внутренних дел), которые, фактически и управляли министерство народного просвещения. Это не утаилось от современников, которые между собой называли Делянова "нулём".