Министры просвещения России. Продолжение. Часть 4
Первая часть. Министры с 1802 по 1824 годы: Завадский, Разумовский, Голицын.
Вторая часть. Министры с 1824 по 1849 годы: Шишков, Ливен, Уваров.
Третья часть. Министры с 1850 по 1861 годы: Ширинский-Шихматов, Норов, Ковалевский.
Сегодня - часть 4
Министр № 10: Путятин Евфимий Васильевич
Родился в 1803 году в Санкт-Петербурге, умер в 1883 году в Париже. Был министром просвещения всего несколько месяцев в 1861 году, заступив на должность в возрасте 58 лет.
Евфимий Васильевич Путятин - знаменитый человек: адмирал, дипломат и государственный деятель. Именно он подписал первый договор о дружбе и торговле с Японией.
После возвращения из Японии Путятина произвели в адмиралы и отправили в Лондон в качестве морского агента. В Англии Евфимий Васильевич заинтересовался вопросами образования, даже опубликовал книгу «Проект преобразования морских учебных заведений, с учреждением новой гимназии». По возвращении в Россию, июне 1861 года был назначен на пост министра народного просвещения. На этом посту он в вузах:
- ввёл матрикулы (зачётные книжки);
- ввёл обязательное посещение лекций;
- ввёл плату за обучение;
- запретил любые студенческие собрания.
Начальное образование было переведено в сферу деятельности церкви. При этом были созданы двухгодичные курсы для учителей, поступить на которые могли только выпускники духовных семинарий.
Студенты узнали о нововведениях с началом учебного года и были возмущены. Начались студенческие беспорядки, которые пришлось успокаивать полиции. Царское правительство решило даже закрыть Петербургский университет, но это только подлило масла в огонь. Перед Рождеством того же года Путятин подал в отставку, так как ощутил, что не сможет справиться с возникшей ситуацией.
Жалел он только о том, что не смог ввести в университетах преподавание японского языка.
Министр № 11: Головнин Александр Васильевич
Родился в 1821 году в Санкт-Петербурге, умер там же в 1886 году.
Был министром народного просвещения в 1861-1866 годах. Приступил к обязанностям в возрасте 40 лет.
Александр Васильевич получил блестящее образование, он окончил Царскосельский лицей с золотой медалью. Почти сразу поступил работать в канцелярию его величества по управлению учебными и благотворительными заведениями. Хорошо разговаривал на четырёх языках, кроме русского (шведском, французском, немецком, итальянском). Сослуживцем, а затем и приятелем его его был И. С. Тургенев, благодаря которому Головнин отлично разбирался в русской литературе.
Министром народного просвещения Александр Васильевич стал в непростое время студенческих беспорядков. Головнин объяснил их упадком научной деятельности, недостатком организации и отсутствием нравственности в отношениях между профессорами и студентами.
Он исправил ситуацию:
- под руководством Н. И. Пирогова отправил учиться за границу много молодых профессоров;
- отправил опытных представителей для изучения университетских порядков за границей;
- опросил всех лиц, которые могли быть сведущи в деле образования в самой России;
- подготовил новую редакцию устава университетов и запустил его широкое обсуждение.
Университетский устав 1863 года считается законодательным памятником - примером тщательной подготовки. Этот устав ввёл:
- приват-доцентуру;
- университетское самоуправление;
- увеличение числа кафедр;
- увеличение вознаграждения профессоров;
- расширение средств университетских библиотек.
В это время был создан Новороссийский университет.
Кроме того, Головнин удвоил бюджет министерства народного просвещения, поднял значение самого министерства, провёл реорганизацию административного аппарата министерства.
Следом за изменениями в университетской жизни, должны были произойти перемены и в жизни училищ.
Однако в 1866 году Головнин подал в отставку в связи с покушением на Александра II бывшего студента МГУ.
Министр № 12: Толстой Дмитрий Андреевич
Родился в Москве в 1823 году, умер в 1889 году в Санкт-Петербурге. Министром народного просвещения был 12 лет - с 1866 по 1880 годы.
Министром просвещения стал в возрасте 43 лет.
Дмитрий Андреевич совмещал сразу две должности: обер-прокурора Святейшего Синода и министра народного просвещения. При нём открылось много новых учебных учреждений. В том числе:
- Историко-филологический институт;
- Варшавский университет;
- Сельскохозяйственный институт в Новой Александрии;
- Московские высшие женские курсы;
- Русская филологическая семинария в Лейпциге, где готовили учителей древних языков;
- Томский университет;
- Историко-филологический институт (бывший Нежинский лицей).
Положение о городских училищах вышло в 1872 году, а в 1874 - о начальных, произошло преобразование и в духовно-учебных заведениях.
Реформа среднего образования, проведённая Толстым, включала:
- введение в учебные планы больших объёмов математики;
- усиление преподавания латинского и греческого языков;
- право поступать в университет имели только выпускники классических гимназий;
- реальные гимназии стали реальными училищами.
Цель реформы: Развить у учащихся умение основательно мыслить, чтобы воспрепятствовать распространению поверхностных радикальных взглядов.
Продолжение следует...
Вы можете прочитать ещё:
Или пройти самые разные тесты. Например:
- вспомнить правописание ТСЯ и ТЬСЯ.