Найти в Дзене
Домобуч

- Обучение грамоте всего народа принесло бы больше вреда, чем пользы (А. Шишков, 1826 год). Цикл "Министры просвещения России"

Оглавление

Продолжение.

Начало здесь>>>

Это цикл статей, посвящённый министрам просвещения России с 1802 года, когда образовалось Министерство просвещения России до наших дней.

В предыдущей статье мы познакомились с первыми тремя министрами:

  1. Завадский Пётр Васильевич был министром просвещения с 1802 по 1810 год;
  2. Разумовский Алексей Кириллович - с 1810 по 1816 год;
  3. Голицын Александр Николаевич - с 1816 по 1824 год.

В этой статье речь пойдёт о следующих трёх министрах просвещения.

Фото из открытых источников, коллаж автора канала "Домобуч"
Фото из открытых источников, коллаж автора канала "Домобуч"

Александр Семёнович Шишков. Четвёртый министр просвещения России

Александр Семёнович родился в Москве в 1754 году, а умер в 1841 году, в Санкт-Петербурге. Министром просвещения он стал в 1824 году, в возрасте 70 лет, занимал эту должность 4 года.

А. С. Шишков на портрете Кипренского (1825)
А. С. Шишков на портрете Кипренского (1825)

А. С. Шишков был известным литературоведом, филологом, военным и государственным деятелем, адмиралом. Именно он добился распада Министерства духовных дел и народного просвещения на два отдельных учреждения. Он писал про училища, созданные предыдущим министром (Голицыным):

"Все училища превратились в школы разврата, кто оттуда ни выйдет... голова у него набита пустотой, а сердце - самолюбием, первым врагом благоразумия".

Вступив в должность, Шишков первым делом озаботился ужесточением цензуры для искоренения тайной крамолы. На первом заседании он сказал, что юношество следует оберегать от лжемудрого умствования, ветротленных мечтаний, пухлой гордости и пагубного самолюбия.

Две цитаты от министра Шишкова об образовании

Науки полезны только тогда, когда, как соль, даются в меру, смотря по состоянию людей и по надобности, какую всякое звание в них имеет. Излишество их, равно как и недостаток, противны истинному просвещению.

Обучение грамоте всего народа принесло бы больше вреда, чем пользы. Наставлять земледельческого сына в риторике было бы сделать его бесполезным, а то и вредным гражданином.

Именно Шишков в 1826 году стал автором охранительного Устава о цензуре, который тут же прозвали "чугунным". Он запрещал:

  • все сочинения, нелояльные к монархическому правлению,
  • любые попытки даже косвенного оправдания каких-либо государственных возмущений,
  • сочинения Дидро, Руссо, Монтескье, Гельвеция и других французов-просветителй,

Все рассказы о революции снабжались "спасительными поучениями" о пользе монархии.

Устав этот был настолько жёстким, что была создана особая комиссия для выработки более мягкого. 4 мая 1828 года новый Устав был принят, а на следующий день Шишков покинул пост министра просвещения.

Карл Андреевич Ливен. Пятый министр просвещения России

Карл Андреевич Ливен родился в 1767 году в Прибалтике, а умер в 1844 году. Министром просвещения России он стал в 1828 году, в возрасте 51 год, занимал должность 5 лет.

Карл Андреевич Ливен. Изображение из Википедии.
Карл Андреевич Ливен. Изображение из Википедии.

До назначения на пост Карл Андреевич 11 лет был попечителем Дерптского учебного округа. Благодаря его стараниям Дерптский университет (Эстония) обогатился новыми естественно-историческими коллекциями. Были открыты: медицинский институт, педагогически-филологическая и богословская семинарии. На кафедры приглашались крупные учёные в качестве преподавателей.

За пять лет в должности министра просвещения, он только принял новый Устав гимназий и училищ, разработанный предыдущим министром Шишковым.

Доступное для всех образование заменилось сословным:

  • одноклассные приходские училища для крестьян, где изучались 4 арифметических действия, чтение, письмо и Закон Божий;
  • трёхклассные уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей, они дополнительно изучали историю, географию и геометрию;
  • семиклассные гимназии для детей дворян и чиновников, в них изучалось максимальное количество предметов, детей готовили к поступлению в университеты.

Был издан специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты.

Сергей Семёнович Уваров. Шестой министр просвещения России

Сергей Семёнович Уваров родился в 1786 году в Москве, умер там же в 1855 году. Министром просвещения он стал в 1833 году, в возрасте 47 лет. Занимал эту должность 16 лет.

Сергей Семёнович Уваров. Изображение из Википедии.
Сергей Семёнович Уваров. Изображение из Википедии.

Сергей Семёнович определил главный лозунг образования: "Народное воспитание должно совершаться в соединённом духе Православия, Самодержавия и Народности".

Именно Уваров предложил направить просвещение по "самобытному" пути. В результате чего Россия получит "умных, дельных, хорошо подготовленных исполнителей".

Самобытный путь, выраженный ставшим в последствии крылатым выражением "Православие. Самодержавие. Народность" стал символом русской монархической доктрины.

Самое главное, русский народ должен быть глубоко религиозен и предан престолу. Народность - поддерживание собственных традиций, отторжение всего иностранного. Так аналитический подход к окружающему, свободомыслие, свобода личности, индивидуализм и рационализм были объявлены вольнодумством и смутьянством.

Эта доктрина позволяла оградить широкие слои масс от получения университетского образования, которое было зарезервировано для представителей дворянства;

Что сделал Уваров на посту министра просвещения России:

  1. положил начало реальному образованию в России, в полном противоречии со своей доктриной - гимназии и университеты выходят на европейский уровень, а педагоги и учёные отправляются в зарубежные командировки для перенимания опыта;
  2. Московский университет становится одним из ведущих университетов Европы;
  3. новый университетский указ ограничил автономию университетов, запретил университетские суды и ввёл полицейский надзор за студентами.

Продолжение тут>>>

А ещё вы можете прочитать о том, что думает о российском образовании Ольга Васильева, узнать, кто такие родители-геликоптеры и проголосовать за лучший букварь.

Или просто отдохнуть и посмеяться, прочитав анекдоты о школе или переписку в родительском чате.