Найти в Дзене
История и культура Евразии

Мудрые высказывания Коркыт ата, часть 3

Сколько не припадаешь к роднику мудрости, а хочется возвращаться к ему еще и еще раз:

Коркут, Коркыт или Горкут-ата — сказитель (поэт-песенник), живший в эпоху средневековья (7-8 вв.) среди огузского племени кайы, по другим сведениям баят. Имя Коркута известно по общеизвестному письменному памятнику "Китаб-и дадам Коркут гали лисан тайфа огузан". сохраненному в двух вариантах -- Дрезденской и Ватиканской. В конце каждого сказания говорится, что на пир, устроенный огузами, пришел Коркут и воспевал героизм огузских племен. Среди казахского (отчасти каракалпакского) народа сохранены несколько легенд. Одни из них связаны с могилой Коркута (Диваев, Кастанье), другие с бегством Коркута от смерти (Вельяминов-Зернов). В последних легендах наблюдается влияние ислама. По преданиям Коркут считается вещим сказителем, сопровождавшим свое пение игрою на кобызе, покровителем огузского племени. Предания о Коркуте встречаются у тюркских народов огузской ветви - туркмен, азербайджанцев, турков и кипчакской - казахов и каракалпаков. Соответственно имеются три надгробные сооружения в низовьях Сырдарьи (Казахстан), в Азербайджане (Нахичеван) и Турции (Байбурд). У всех практически общий народный эпос «Книга моего деда Коркута».
Коркут, Коркыт или Горкут-ата — сказитель (поэт-песенник), живший в эпоху средневековья (7-8 вв.) среди огузского племени кайы, по другим сведениям баят. Имя Коркута известно по общеизвестному письменному памятнику "Китаб-и дадам Коркут гали лисан тайфа огузан". сохраненному в двух вариантах -- Дрезденской и Ватиканской. В конце каждого сказания говорится, что на пир, устроенный огузами, пришел Коркут и воспевал героизм огузских племен. Среди казахского (отчасти каракалпакского) народа сохранены несколько легенд. Одни из них связаны с могилой Коркута (Диваев, Кастанье), другие с бегством Коркута от смерти (Вельяминов-Зернов). В последних легендах наблюдается влияние ислама. По преданиям Коркут считается вещим сказителем, сопровождавшим свое пение игрою на кобызе, покровителем огузского племени. Предания о Коркуте встречаются у тюркских народов огузской ветви - туркмен, азербайджанцев, турков и кипчакской - казахов и каракалпаков. Соответственно имеются три надгробные сооружения в низовьях Сырдарьи (Казахстан), в Азербайджане (Нахичеван) и Турции (Байбурд). У всех практически общий народный эпос «Книга моего деда Коркута».
  • Толпа наводит страх, В глубокой воде потонешь, пешему нет надежды, Одинокому джигиту не достать звезду
  • На трудных путях не умеющему ездить на кавказском коне лучше на него не садиться; Ударяющему мечом трусу лучше удара не наносить; Для джигита, умеющего бить, лучше меча со стрелой палица
  • Черным домам, куда не приходит гость, лучше обрушиться. Горьким травам, которых не ест конь, лучше бы не вырасти, Горьким водам, которых не пьет человек, лучше бы не течь.
  • Грубому сыну, от кого нет славы имени отца, лучше бы не выйти из спинного мозга отца. Прославляющим имя отца, данным на радость сыном хорошо быть
  • Лживым речам лучше бы на этом свете не появляться, Правдивым людям лучше бы жить трижды тридцати десятилетий
  • Питаясь травой, местные пастбища знает дичь, Луга ровных мест знает кулан, Беды далеких путей знает верблюд
  • Запах семи долин знает лисица, Куда ушел караван ночью, знает жаворонок, От кого родился сын, знает мать
  • Боль от седла чувствует конь, а не хозяин, Бремя тяжести въюков знает мул, В каком месте есть родниковая вода знает козел

Статья по теме: Мудрые высказывания Коркыт-Ата, часть 2