Продолжение:
Сказанное выше об особенностях языческого свадебного обряда позволяет сделать вывод и о категорической неприемлемости для славян ритуального обрезания, принятого у мусульман и иудеев. Для последних «обрезание удов» изначально было необходимой гигиенической процедурой, предохраняющей от возникновения воспаления и, как следствие, возможного мужского бесплодия в условиях жаркого безводного климата Ближнего Востока. В Ветхом Завете это нашло свое легендарное отражение в договоре бездетного Авраама с Богом (Быт. 17:10-14) «Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами…».
В совершенно иных климатических условия восточнославянских земель в подобном хирургическом вмешательстве не было никакой необходимости. Более того, учитывая описанные выше особенности восточнославянского свадебного обряда «уды тайныя» были предметом поклонения («Чтуть срамные уды и в образ створены и кланяются им и требы им кладуть»), такое вмешательство, в религиозном понимании, могло вызвать как неурожай на полях, так и лишение мужской силы, бесплодие. Помимо этого, требование совершения обрезания было ударом и по Перуну, как верховному божеству древнерусского государства. Будучи богом князя и его дружины, Перун являлся воплощением мужественности, выступал носителем мужского начала. А в качестве бога грозы он представлял собой еще и силу, оплодотворяющую землю (мать-сыра земля) дождем (аналог эякуляции).
Помимо кулинарных и ритуальных (социально-экономических) причин на отношении Владимира к тому или иному вероисповеданию не последнюю роль сыграли и политические моменты.
Причина неприятия иудаизма очевидна и лежит на поверхности – отсутствие у представителей этой религии собственного государства «…и предана бъıс̑ землѧ наша хс̑еӕномъ».
Но это, как говорится, «дела давно минувших дней», ведь пришли к князю не иерусалимские евреи, а именно «жидове козарьстии». И еще живо было в памяти Руси другое иудейское государство – Хазарский каганат. Эта, некогда весьма грозная держава, доставлявшая немало хлопот Руси, была практически разгромлена отцом Владимира – князем Святославом Игоревичем в 965 году.
А спустя 20 лет, в 985 г., уже сам Владимир Святославич совершил поход на Хазарию, обложив ее данью. Если оставить в стороне различные суеверия (хотя для религиозного сознания они не могли не играть достаточно серьезной роли), то в подобных условиях, принятие вероисповедания из рук побежденного могло нанести существенный ущерб княжеской власти в глазах подданных. И уж конечно, не могло бы способствовать внешнеполитическому авторитету самого древнерусского государства. Как писал В.В. Мавродин: «Ни положение Руси, ни время, переживаемое ею, не давали возможности Владимиру принять иудейскую веру, как некую нейтральную религию…» (Мавродин В.В. Образование древнерусского государства. Л. 1945. с. 320). Иными словами – с кем могла бы сотрудничать Древняя Русь на внешнеполитической арене, если серьезных, имеющих политический вес стран-единоверцев, в случае принятия иудаизма, у нее просто не могло быть?