Несколько фильмов застрявших в голове.
Нас мало / Few of Us
Год выпуска: 1996
Страна: Германия, Франция, Португалия, Литва
«Нас мало» - фильм снятый в 1996 году одним хитрым литовцем на деньги западных инвесторов, вероятно как один из многих спонсируемых проектов «чернушного» кино о России. И действительно, если представить голый сценарий, то его «чернушность» совершенно не вызывает сомнений. Однако цельная картина, совершенно не ассоциируется не с «шедевром» «Сталинград» Озерова , не с не менее «шедевром» «Затерянный в Сибири» Митты.
Каким же образом этот хитрый литовец по имени Шарунас, сумел и рыбку съесть и … решить, по ходу, еще целую кучу локальных задач, в том числе чисто художественного свойства? Этот вопрос пришел мне в голову после повторного просмотра фильма, после первого я был в ступоре и вообще не мог понять «что это было?» и «за что он так со мной?». А уже через достаточное количество времени, попытался детально разобраться в этом фильме и понять наконец «что в нем особенного?».
Начнем с того что в картине все тупо минималистично и предельно бессвязно, начиная с названия и заканчивая предельно протяженными статичными сценами, снятыми статичной же камерой. Сейчас уже я могу предположить, что Бартас будучи не впервые в Сибири, прекрасно понимал то, что наснимай он любую возможную околесицу в эпичных Саянских «декорациях», и она приобретет некий глубокий, недецкий смысл. Однако хочется верить, что в фильме есть еще что то кроме «национальной географии», что заставляет врезаться ему в сознание.
В фильме практически отсутствуют диалоги и какое то вразумительное действие, зато есть целых три действительно сильных «персонажа»: собственно Саяны, женщина как тайна и умирающий социум, в его роли, небольшой народ - тофолары. Что тут скажешь, все три персонажа сыграны действительно прекрасно, Саяны как всегда великолепны, хоть в 96 м, хоть в 97 м и т.д. Женщина с неопределенным прошлым, настоящим и будущим, сыгранная Екатериной Голубевой, действительно поражает «непонятностью», то бишь загадкой. А тофолары… ну че тофолары как тофолары, кстати тофоларки там тоже ничего встречаются, да в то время у нас в любом мухосранске таких тофоларов было как грязи, да и не только у нас, в любой большой стране существуют депрессивные регионы и «тофолары» их населяющие. Кстати говоря, в настоящее время в жизни того самого реального народа произошли вполне ощутимые позитивные перемены. Но суть не в этом.
Я то уверен, что Бартас снимал свой фильм вовсе не про то, идея куда глубже, мне например представляется что она лежит в плоскости Шопенгауровской философии и является над этнической.
Но то как все это подано, просто жесть и вынос мозга, а Бартас для меня с тех пор эталон режиссера садиста, изгаляющегося над несчастными зрителями.
18 сентября 1996 года состоялась премьера фильма Бартаса «Нас мало» с его тогдашней женой Екатериной Голубевой. Это был последний эпизод совместного творчества и совместной жизни Голубевой и Бартаса. Вскоре Екатерина уедет во Францию, уступив настойчивым предложениям Лео Каракса, чувак ради Кати бросил Жульетт Бинош.
А пока картина вызвала довольно неоднозначную реакцию в России и триумфальное шествие по европейским фестивалям, в 96 году европейская публика была еще не так перекормлена депрессивным российским кино на «местном материале».
За более чем десять лет на западе Голубева стала одной из ключевых актрис европейского арт-хауса, снялась у многих режиссеров, но стала ли она счастлива – большой вопрос.
14 августа 2011 года в Париже, актриса скончалась при невыясненных обстоятельствах, 20 августа была похоронена на кладбище Пер-Лашез, у нее остались трое детей. После похорон появился устойчивый слух, что последние месяцы Голубева страдала от жесткой депрессии.
Между тем «Нас мало» Бартаса и Голубевой остается одним из самых известных и обсуждаемых арт-хаусных фильмов, в том числе и в нашей стране.
Комментарии с форумов
(орфография сохранена)
>Не устаю удивляться великому искусству аннотации, часто содержание аннотации и содержание фильма соотносятся весьма причудливым образом. Если бы не аннотация никогда бы не догадался, что речь в фильме идет о тофоларах. В данном случае аннотация отличается похвальной краткостью и состоит из одних вопросов. У меня возникли похожие вопросы, действительно кто это девушка, которую играет Екатерина Голубева – неужели тофолар? А японец – это японец или тоже тофолар? Но не думаю, что автор аннотации или я получим ответы на свои вопросы. Как уже было замечено, к зрителю здесь относятся без церемоний и на приветствие отвечают: «Чё приперся?» Формула отношения режиссера к зрителю: я тебе не люблю, поэтому тебя не существует. Единственное, что вынес для себя из фильма: воспитанной красивой, но суровой природой, настоящий тофолар немногословен. Тофолар – человек обреченный все в нем наполнено беспредельной тоской, временами переходящей в мировую скорбь. Когда он ест хлеб, он полон этой тоски, когда пьет водку из горла, когда курит, задумчиво глядя в пространство, тоска не отпускает его. Даже когда тофолар ласкает грудь тофоларки, тоска не отпускает ее, и его тоже. Режиссер не утруждает себя ни именами, ни мотивами. Зачем дарить горшочек с медом? Пустой горшочек гораздо лучше, каждый положит туда, что пожелает.
> Поймал себя на мысли, что за весь фильм мало того ,что нет диалогов, но не было никаких манипуляций с камерой ( то есть она всегда находилась в статичном состоянии), не смотря на длинные эпизоды .
Очень минималистичный и интересный режисер, но к зрителю он относится без пощады.
> фильм-путешествие, в определенный момент что-то даже засомневалось внутри меня в геометрической верности внешнего мира, так меня пленила внутренняя поэтическая физика Бартаса.
> тофолары м-даа
> А кого спрашивает автор анонса" Кто эта девушка?..!
Или это автор комента? Типа- он посмотрел фильм и не понял?Так что ли?
Ну а нам куды податься,бедным?Кто ответит на вопрос?
Ну типизм полный.Бля,как издеваются над нами!!!
> Мож тоРФолары?
> Спасибо. Хороший фильм. Гимн одиночества и тоски. Человеческий тупик.
Другой вопрос, что для создания подобного ощущения можно не ездить в Сибирь.
Достаточно немного от Москвы отъехать.
> Спасибо!
Сильная сторона автора - в способности к созерцанию. При, скажем так, очень простой драматургии.
Шарунас Бартас, как оператор - действительно очень силён.
И про "тупик"... Красота земли, природы раскрывается полнее всего в созерцании, когда между вами постепенно устанавливается внутренняя связь, скрытое родство. В сердце, уме и более того...
Внешние обстоятельства и внутренняя реальность - стороны единой реальности, ещё не распознанной. Потому, развитие идёт в опоре на обе.
Тупик - не более, чем знак критического момента в развитии - пока ты не начал вырастать за собственные рамки, тупик не ощущается. Тупик - знак потенциального нового пространства. Вызов.
Нужна вера - скрытое знание о том, чего ещё нет. Вера и... упорное изгнание пораженческих настроений.
> Такие края всегда были местом ссылок – человек там теряет ориентиры, и жизнь превращается в простое удовлетворение физиологических потребностей. Но и там происходят свои первобытные драмы.
> Фильм прекрасен изобразительно, совершенно киногенично лицо Екатерины Голубевой... Но - при всём при том, в голове не сложилась история - что сучилось, почему девушка буквально заброшена в эту дикость, сколько это будет продолжаться и т.д.? Ощущение ужаса, какой бы красивой ни была вокруг природа. Депрессивный фильм. Но понимаешь, что здесь какое-то "чистое кино", до такой степени чистое, что происходит самоуничтожение кино как несущего всё-таки еще какое-то сообщение, т.е. нуждающегося в зрителе. Здесь такой нужды нет, это тотальное отрицание даже возможности зрителя. Но ... тогда зачем так красив кадр, так гениален оператор, так загадочна, прекрасна и трагична в своей ситуации "у бездны на краю" героиня? Не знаю.
> Картинки затянуты. Смысловой и сюжетной нагрузки нет вообще. Упаси Вас бог просмотреть этот фильм полностью. Рискуете на полтора часа погрузиться в беспощадную красоту Саянского края, ощутить вкус и запах осенне-зимней горной тайги, вывалиться из инкубаторно-скоростно-мегаполисного ритма в мир простых и весомых ощущений. Нет арт-хауса, нет мыслей, нет выводов.
> За первые полчаса на экране: поезд, вертолет, олени, кони, собака, вездеход... и три человека, которые молча курят и вздыхают... "И кто его знает, чего он вздыхает.." (с)
Понятно, что кино авторское, но когда нет чувства меры, это перебор.. Пока пойду-ка спать .. )
Может, дальше-то все и начнется (иначе непонятно, с какого перепуга фильму дали призы и премии..), но дебют разыгран неважно..
> Абсолютно эстетски снятая (хотя снятая трудно применимое слово, скорее запечатленная, будто самой природой) любовная драма без единого слова. Гениально! Одно не удивительно - пустой зал.
> Франция, Германия, Португалия и Литва. Именно эти страны стали съёмочной площадкой фильма — «Нас мало», режиссёра, оператора, актёра, создателя независимой киностудии «Кинема» в Вильнюсе и выпускником ВГИКа в 1991 году Шарунаса Бартаса. А сам фильм был снят в 1996 году.
Довольно таки странное и необычное кино. Камера почти не движется, текста почти нет, каждый кадр снят как отдельная картинка, которая длится очень долго. Тянутся секунды, минуты, а ты не понимаешь, идёт фильм или ты случайно нажал на паузу. Наверное будет интересно посмотреть фильм Шарунаса Бартаса - «Евразиец», Который был снят в 2010 году и сравнить с фильмом «Нас мало». Тема, идея и конфликт как я понял.