Вы готовы семнадцать минут смотреть на то, как герои просто едут в машине? Не боитесь постоянного закадрового голоса и долгих монологов о смерти и времени, о Толстом и Кассавитисе? Не запутаетесь, если у персонажей начнут вдруг меняться возраст и даже внешность? А если они вместо речи начнут танцевать и петь, это вас не приведёт в бешенство?
Если на все выше поставленные вопросы вы отвечаете «нет», то можете попытаться посмотреть новый фильм «Я думаю о конечности вещей» (I'm Thinking of Ending Things). Есть шанс что у вас появится в числе любимых фильмов ещё один. Если же вы ответили «да» хотя бы на один из вопросов, то лучше даже не пытайтесь - зря потратите время и, скорее всего, будете раздражены непонятностью и странностью данного произведения.
На сайте IMDb жанр фильма обозначен как драма и триллер. Но во время просмотра вам точно будет не до драмы и хоть в кадре в какой-то момент появляется убийца с ножом, это точно никакой не триллер, даже при том что большую часть времени по экрану буквально разлито напряжение, какому позавидовали бы некоторые не слишком одаренные авторы ужастиков. Надеяться на чистый жанр и не приходится. «Я думаю о конечности вещей» (который в России перевели так - «Думаю, как всё закончить») - это чистый артхаус или то, что называлось раньше элитарным кино, «кино не для всех». Впрочем, другого Чарли Кауфман (сценарист «Вечного сияния чистого разума» и постановщик «Синекдохи, Нью-Йорк») кажется и не снимал никогда.
Если пытаться изложить сюжет, то укладывается он буквально в одну фразу: молодые люди, которые встречаются несколько месяцев, едут знакомиться с родителями парня, живущими на отдаленной ферме. Собственно, путь до фермы и общение с родителями занимают большую часть фильма. Это очень странная дорога и очень странное общение. Герои то обсуждают поэзию и фильмы терминами профессиональных критиков, то начинают вспоминать Брежнева, а то переходят на совершенно бытовые темы типа гастрономических предпочтений или тягот жизни на ферме. При этом они могут неожиданно измениться лицами, а с их возрастом происходит совершенно невероятные трансформации.
В последней трети картины сюжет действительно выворачивает на рельсы триллера, но там происходит такая чертовщина, что её сложно описать и ещё сложнее описать без спойлеров. Хотя, так ли уж опасны спойлеры в арт-хаусе?
Если вы любите сложное заумное кино, то вам точно сюда! Если нет, то вы сильно рискуете потратить два с лишним часа, не понять ничего и закончить просмотр с больной головой. С другой стороны, можете просто плюнуть на попытки разгадывать режиссёрские и сценарные ребусы и получить удовольствие от прекрасной операторской работы, от всех этих заснеженных пейзажей за окном машины, от тонущих в полумраке интерьеров. Но главное - от актёрской игры!
Фильм почти целиком держится на четырёх актёрах, и они демонстрируют высоты своего таланта. Тони Коллетт не боится перехода к возрастным ролям и в образе матери с лёгкостью перескакивает от добродушной старушке к стервозной молодухе. Дэвид Тьюлис изображает дряхлеющего фермера, который пугает до оторопи, при том, что не делает на экране вообще ничего устрашающего.
Ну, а молодые исполнители главных ролей вообще играют выше всяких похвал, и особенно - рыжеголовая Джесси Бакли. Это её двадцать третье появление на экране, если считать не только полнометражные фильмы, но и короткометражки с телесериалами (включая сверх-популярный мини-сериал «Чернобыль»). Но всё равно можно считать её открытием Кауфмана и ожидать появление новой звезды. По крайней мере, если у голливудских продюсеров ещё осталось чутье на хороших актеров.