Найти в Дзене

Весь мир — картина. О визуальных образах в культуре

Оглавление

[Текст детального разбора того, о чем я тут постоянно говорю. Попробуйте посмотреть на вопрос моими глазами.] Читатели мои, у меня к вам серьезный разговор. Я вами недовольна. Да-да, именно. Недавно один из вас сказал «это всего лишь красивая картинка». И сказано это было на иллюстрацию к одной важной для жанра фантастической книге. ЧТО ЗНАЧИТ ПРОСТО КАРТИНКА! Просто так не бывает. И вам придется вместе выслушать меня. Ведь эта картинка, то есть визуальное восприятие, одно из важнейших чувств. И что мы видим… А что мы видим? Итак...

Арт автора статьи
Арт автора статьи

Период революций. В умах

Двадцатый век время бурных революций, плюс две мировые войны. Но одновременно происходят еще две революции, или два поворота, как угодно. В науке. Первый, лингвистический поворот произошел в 20-е годы. Внезапно высоколобые умы задались вопросом «А почему мы так говорим?». Нет, это не имеет отношение к этикету. Все эти люди были хорошо воспитаны и не собирались заниматься вопросом «приходя домой надо помыть руки». Все иначе. Вот скажем как называют человека, который управляет государством. «Государь», «правитель», «царь», «император», «князь». Вот было в Риме слово «цезарь», а попав в Россию превратилось в титул «царь». Подобное в немецком или английском. И происходит это в Средневековье, когда существовала христианская Византия. Но величие, без преувеличений, предыдущей эпохи Рима продолжало влиять на людей. Чувствуете, в маленьком слове огромный пласт истории и культуры. И вот так по цепочке лингвисты и разобрали немало слов, выражений, образов, и создали целый ряд новых наук, например семиотику.

Но наступили 70-е, и возник второй важный вопрос: «А почему мы так видим?». Так, а не по-другому. Произошла революция, именуемая визуальным поворотом. Кто-то пишет, что случилось это из-за массового распространения фотоаппаратов. Кто-то пишет, что из-за распространения визуальных искусств, кино, живопись, мультипликация. А еще телевиденье, журналы, постеры с рекламой и прочее-прочее. Конечно, искусство изучалось и до этого момента, но системно на визуальное обратили внимание только сейчас. И правда, а что именно мы видим? Даже когда смотрим на собственную комнату. Нет, не обезличенные предметы, а то что дает нам видеть мировоззрение.

Зашифрованная картина

-2

Любой визуальный образ проходит важные этапы кодирования и затем декодирования информации. Эта самая информация, а как говорят мыслители XX века, весь мир это текст, концентрация идей и смыслов культуры ее породившей. Вот перед нами средневековая миниатюра. Здесь нарисован король со скипетром и державой на троне. Рядом с ним королева, рыцари, лорды. Даже если мы не прочтем подписи, мы поймем что это точно некий государь. А рядом его свита и приближенные. Только такой человек мог сидеть на троне, держать в руке предметы, предназначенные только для государя. И конечно красный плащ, обязательный атрибут короля. А по стилю изображения, по цвету красок и манере изображения мы примерно понимаем, век X, а может и XIII, но точно не барокко или экспрессионизм. Но поймет ли человек другой культуры? Или просто не подготовленный зритель. Скажет, что человек сидит на стуле и все.

-3

А вот другой пример. Вот гравюра в восточном стиле. По извилистой дороге длинная вереница людей в пышных нарядах куда-то идет. И посередине слуги несут большой белый короб с птицей. Большинство людей выросших в европейской культуре не поймут, а что тут. Но востоковеды, равно как и японцы, а эта их творение, сразу скажут: «Это поезд Мейдзи!». Да, император Мейдзи известен миру как человек в военной форме и со шпагой в руках. Но в первый год после возвращения себе власти он еще был целиком человеком человеком старых порядков. Он находился в Киото, а надо было прибыть в Токио, откуда совсем недавно отправился в почетную ссылку последний сёгун. Мейдзи собрал весь двор, три тысячи человек, и отправился пешком. Точнее пешком шли они, а государя своего несли в паланкине со шторами. Потому что «император» он для нашего удобства, а на родине «тенно», главный священник синто и прямой представитель своего народа перед богами.

Видите, что бы понять картинку, просто картинку, надо понимать особенности культуры, обладать кругозором, ну или быть хотя бы иногда смотреть фильмы, а лучше читать серьезные книги. И тогда эстетика и сюжет картинки не станут для вас вопросом.

СТОЙ! КТО ТАМ ИЗ РЯДА ВОН ВЫХОДЯЩИЙ! Дочитайте до конца. А это между прочим цитата классика авангарда Маяковского Владимира. А помните он рисовал такие странные плакаты, с прямоугольниками, треугольниками, как многие художники того времени. Как писал один человек в научной статье «Это была попытка осмыслить технику». Правда, мир в XX веке стал непохож на эпоху времен Романтизма и Ренессанса.

-4

А современный мир с его постмодерном, где набрано всего и отовсюду. Образы могут состоять из странных элементов, сплетенных как клубок из ниток, цепей и проводов. Как это дико! Но все же человек хочет упорядоченности. Он не может жить в постоянно хаотичном мире. И хоть по какой-то логике отбирает эти черты. Помните я вам рассказывала про внешность Бога-Императора из Вархаммера 40к. Образ собран из византийского правителя и римского. Плюс католическое и протестантское представление о справедливом и грозном монархе. Отчего нам трудно его воспринимать полностью так, ведь в православной культуре Бог любящий. Даже если вы в него не верите, вы в этом живете.

А может быть просто картинка?

И все же, как же быть, когда картинка это картинка?! Ну что ж, настойчивые. Вот на кровати сидит анимешная эльфийка, стягивает колготки и томно смотрит. Есть ли тут смысл? Да, эротика. Вполне прямой и очевидный. Причем если ей нарисовать обычные уши, он не измениться. Однако интересно другое. Это порождение низовой культуры, но она часть общей европейской. Именно так выглядит представление о физическом теле. Но стоит эльфийке запахнуться в мантию и обвязать себя поясом с серебряными листиками, она становится королевой эльфов, владычицей леса и многих других титулов. И становится дамой высокого полета. Мировоззрение художника позволило ему представить эльфиек именно так, опираясь на исторические представления и современные реалии. В учебнике по искусству для Ирана эти красотки будут с черными прямоугольниками цензуры. Сформированная там культура запрещает изображать их как привыкли в Европе.

Вопрос тут еще в личном опыте и умении расшифровывать смыслы, рассматривая детали картины. Отсюда и споры, и крики по пабликам, когда художники ленятся дорисовывать детали своим героям. Особенно если они из известных вселенных. Не соответствуют! Правда, культура не камень, она текучая и изменчивая. И визуальные образы меняются вслед за ней. Так что эльфки-негры от Нетфликс как и темнокожая Эйприл О’нил из «Черепашек-ниндзя» это отражение серьезнейших изменений американской культуры, далеко выходящих за рамки коммерческих продуктов.

Ну а если вы когда-то повелись на симпотичную стерву, то проблемы не в «картинке» и культуре, а в вас.

Итог

Визуальные образы концентрат культуры на данный момент времени. Вместе с лингвистическими они то, чем мы думаем, в чем живем постоянно. На практике это незаметный и привычный процесс. Но когда начинаешь разбираться порой офигеваешь от происходящего. Нет просто картинок. Мировоззрение человека их породило, а оно состоит из тысяч идей, образов, личного опыта и кто знает, чего еще.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и читайте другие статьи: