Найти тему
Богдан Терентьев

Кафедральный собор Орвието

Как купить тур он-лайн дешевле

Кафедральный собор Орвието – это огромная церковь, построенная в 14 веке по приказу Папы Римского Урбана IV для хранения так называемого «антиминса из Больсены» - шелкового напрестольного покрывала, на котором совершается таинство евхаристии. С этим предметом связана чудесная история: говорят, что в 1263 году в городке Больсена один странствующий священник, сомневавшийся в истинности явления Пресуществления (превращения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа), увидел, что его гостия – тот самый хлеб – начала кровоточить, да так сильно, что испачкала алтарное сукно. Это сукно сегодня хранится в специально построенной часовне в Кафедральном соборе.

Сам собор доминирует над городом, расположенным на жерловине вулкана. Его фасад – это классический образец религиозной архитектуры с разнообразными элементами 14-20-го веков, огромным окном-розеткой, золотой мозаикой и тремя бронзовыми дверями. Внутри находятся две часовни, украшенные фресками величайших итальянских мастеров с изображением сцен Судного дня.

Строительство собора, посвященного Успению Пресвятой Богородицы, длилось почти три столетия. Первый камень в основание был заложен в ноябре 1290 года самим Папой Римским Николаем IV. А руководил строительством Фра Бевиньяте из Перуджи – он использовал чертежи Арнольфо ди Камбио, архитектора кафедрального собора Флоренции.

Первоначально церковь Орвието задумывалась как романская базилика с центральным нефом и двумя боковыми приделами, но позднее было решено строить ее в стиле итальянской готики. В 1309 году архитектором был назначен уроженец Сиены Лоренцо Майтани, который полностью изменил проект собора. Он укрепил внешние стены аркбутанами (контрфорсами), которые, правда, оказались ненужными, и перестроил апсиду, добавив большое витражное стекло. Майтан же был автором фасада до того уровня, где стоят бронзовые статуи евангелистов. После его смерти на должности архитектора собора побывали разные люди, в том числе знаменитый Андреа Пизано. Между 1451 и 1456 годами Антонио Федериги украсил фасад в стиле ренессанса, а в 1503 году Микеле Санмикели завершил центральный щипец и добавил правый шпиль. Финальные аккорды в декорациях фасада были сделаны Ипполито Скальца в конце 16 века. А три бронзовые двери, ведущие внутрь собора, были завершены только в 1970 году.

Интерьер собора богато декорирован фресками и другими произведениями искусства. Внимание туристов неизменно привлекают огромный орган 15-го века, состоящий из 5585 трубочек, и «Пьета», вырезанная Ипполито Скальца в 1579 году, - у мастера ушло восемь лет на создание четырех фигур этой впечатляющей мраморной композиции. Строительство деревянных хоров началось в 1329 году – их и сегодня можно увидеть в апсиде. За алтарем расположена серия поврежденных готических фресок, изображающих сцены из жизни Девы Марии. Когда-то этот цикл, созданный в 14 веке, был самым большим в Италии.

В северной части собора стоит часовня Капелла дель Корпорале, построенная в середине 14 века для хранения священного полотна из Больсены. А чуть дальше находится часовня Мадонны ди Сан Брицио, возведенная в 15 веке и практически идентичная первой. Над ее украшением работали великие живописцы Фра Анджелико и Перуджино.

Прямо напротив собора стоит огромное здание Палаццо дель Опера дель Дуомо, построенное в 1359 году для размещения административных учреждений. Оно было значительно расширено во второй половине 19 века, когда на первом этаже открыли музей, в коллекциях которого можно увидеть этрусские артефакты, найденные в окрестностях Орвието – города, бывшего столицей этрусской цивилизации. Рядом с Палаццо находится еще один музей – Музей Клаудио Фаина, также посвященный этрусскому искусству.