Найти тему

Советы от Стивена Кинга: как пережить смерть близкого человека и сохранить отношения. И немного страха

"Кладбище домашних животных" считают одним из самых жутких и депрессивных романов Короля Ужасов. Вряд ли кто-то станет спорить с этим, к тому же Кинг сделал все от него зависящее, чтобы добиться этого. И дело даже не в смерти Гейджа, как мне кажется, дело в подробностях. Смерть ребёнка делает этот роман страшным, подробности делают его до жути правдоподобным и депрессивным.

Не думаю, что до знакомства с романом все читатели знали о подробностях вскрытия (это в качестве единичного примера), и таких моментов в романе очень много. 

Мое сугубо личное мнение: восприятие романа зависит или меняется под влиянием определённых факторов, которые рано или поздно начинает испытывать на себе каждый из нас. 

1. Страх 

Основная цель "Кладбища домашних животных" - это, без сомнения, напугать. Вот мой личный топ страшных моментов романа. 

5. Мысли Луиса Крида о том, что его ребёнок выжил, вернее, что он вообще не попадал под колеса грузовика, потому что Луис успел схватить его за курточку. Не скользнуть пальцами по ткани, а схватить. Кинг поступает жестоко не только с Луисом, но и с нами. Он обманывает нас, играя на наших чувствах и почти заставляя поверить в то, что смерть Гейджа просто привиделась Луису.

Кадр из фильма "Кладбище домашних животных"/1989, режиссёр Мэри Ламберт
Кадр из фильма "Кладбище домашних животных"/1989, режиссёр Мэри Ламберт

И, наконец, обычная - но обычная только с первого взгляда, - фраза, в которая заключает в себе весь ужас случившегося: там был совсем другой человек, чернокожий парень…

Не Гейдж, с изумлением и разочарованием думаем мы.

4. Сцена выкапывания Гейджа из могилы. Я не знаю, какими железными нервами нужно обладать, чтобы описать эту сцену, потому что читать ее морально очень тяжело. Сам Кинг писал, что похороны и подробности, связанные с ними - это табу. Об этом не принято говорить или писать, потому что это слишком… Просто, потому что это слишком

Кадр из фильма
Кадр из фильма

3. Рассказ Джада о "поспешном" (или таинственном) поезде, в котором везли гробы с погибшими на войне, и затем о его встрече с вернувшимся "оттуда" Тиммом Батерманом.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

2. Похороны Нормы Крэндал. Никаких драк или скандалов на ее похоронах не было, Норма ушла тихо и быстро, без боли, но Кинг слишком подробно (полагаю, он это сделал намеренно) описал реакцию Джада на смерть жены, подготовку к ее погребению. Одно это чего стоит: "Ей вымоют голову?" - спросил он. Она мыла голову в понедельник, значит, когда она умерла, ее волосы были грязными. 

1. Цинизм, который, периодами, просто зашкаливает. 

  • Она умерла, и это все знают. К чему теперь наводить марафет?
  • …гроб «Американский предвечный» – просто конверт, куда вложено тело…
  • Он восстал из могилы? - прекрасно, я очень рад за него. Но мне бы хотелось посмотреть на свидетельство о смерти. 
  • Куда никто не торопится, но все успевают? Правильно, на кладбище. Почему на кладбище всегда тихо? Потому что все спят мертвым сном. 
  • И т.д.

2. Как пережить утрату

Какие бы жуткие вещи Кинг ни писал, во всех его романах есть определенный посыл, содержащий урок. Как нужно или как не нужно поступать.

Мне кажется, что "Кладбище домашних животных" может помочь человеку, потерявшему близкого, справиться со своей утратой и немного облегчить боль. Вообще, роман начинаешь воспринимать слегка под другим углом, если сталкивался со смертью в реальной жизни.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Слова Джада - это слова психолога, который обьясняет, что смерть нужно принять и пережить, другого выбора просто нет. И мы верим Джаду, потому что он стал другом не только Луису и его семье, но и нам. Его жизненный опыт убеждает, что лучше сделать так, как он говорит, иначе последствия будет уже необратимыми. 

Читая роман, начинаешь невольно сравнивать реакцию героев на утрату близких со своей собственной реакцией, в каких-то моментах даже узнаешь себя, возможно, начинаешь понимать что-то, что до сих пор никак не укладывалось в голове. 

Мне некоторые момента показались уж слишком надуманными, но опять же: во-первых, это художественное произведение, во-вторых, сколько людей, столько и реакций на трагедию.

А вообще, в романе есть одна фраза, которая очень обнадеживает: сильное горе превращается в просто горе, горе превращается в тихую скорбь, и в конечном итоге скорбь превращается в воспоминания – этот процесс занимает от полугода до трех лет. 

Три года - это не десять лет. 

3. Семейные отношения 

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Не знаю, стремился Кинг к этому или нет, но, на мой взгляд, ему удалось просто идеально показать отношения между давно женатыми людьми. Конечно, я могу судить об этом только со стороны, личного опыта в этом плане пока нет, зато есть у многочисленных друзей и знакомых. 

Кинг не идеализирует отношения между Луисом и Рейчел, но и не перегибает палку.

Взять хотя бы желания Луиса бросить все - жену, детей, новый дом, кота, - и уехать в Уолт Дисней, после длительного и утомительного переезда на новое место. Сильно сомневаюсь, что найдётся хоть один женатый мужчина (пусть даже самый идеальный), у которого ни разу не возникало таких мыслей. 

Ссора Рейчел и Луиса из-за кладбища домашних животных - это, по сути, ссора на пустом месте. Да, потом мы узнаём о психологической травме Рейчел, но ее реакция все равно кажется слегка преувеличенной. Я думаю, многие женатые пары узнали здесь себя. И реакция Луиса тоже вполне предсказуема: он не просит прощания у жены, но записывает кота к ветеринару. Разве это не "прости, я был не прав"? Компромисс был достигнут. 

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Отношения Рейчел и Луиса не лишены определённой доли романтики и страсти, но сведены до необходимого (после стольких лет брака) минимума: вечер после смерти Виктора Паскоу, описание ночи накануне Рождества, доверительный разговор после похорон Нормы. И это далеко не все. Есть, чему поучиться. 

Читая этот роман, понимаешь, как Табита и Стивен Кинг смогли столько лет прожить вместе в счастливом браке (не в том, которому Кинг посвятил целую повесть, конечно, в настоящем счастливом браке). Кинг неоднократно указывал на то, что в своих романах опирается на жизненный опыт. Так страшнее и правдоподобнее. 

Мне кажется, если бы не ступор и растерянность, в которых Рейчел находилась после смерти сына, она бы ни за что не уехала к родителям, но тут уж Кинг не оставил ей выбора. 

Нам совсем несложно догадаться, чем бы все закончилось, если бы Луис позволил Гейджу спокойно спать в своей могиле на кладбище "Отрадный вид". Они бы справились с потерей. Они бы смогли. Но

Именно этому и учит нас роман: что нужно делать, чтобы не было этого извечного "но…" 

Спасибо, что дочитали статью до конца 🎃

Если вы увлекаетесь творчеством Кинга, то следующие статьи могут вас заинтересовать: