В предмете рисунок ( в художественном образовании) есть определенные правила и законы, которые мы изучаем. Перспективное построение форм, тон и светотень, компоновка, штриховка и так далее. Академический рисунок - основа для обучения изобразительному искусству.
Но не только рисунок. Не менее важный предмет - живопись. Просто ещё более сложный.
Ко всем важным правилам добавляются ещё умение правильно работать с цветом. Оттенок. Связанность цвета и цветовые рефлексы. Теплохолодность светотени. Цветовая гармония и цветовая гамма.
Если вы в основном знаете обо всех этих закономерностях и правилах профессиональной работы, то ведь можно, следуя им, выполнить работу, опираясь не на натуру, а на достаточно детально сформулированное задание. То есть можно описать натуру, дать её самые важные характеристики, и написать её по всем известным правилам.
Получается такой диктант по живописи. Контрольная работа!
(Продолжит эту тему статья "Живописный этюд по правилам"
И ещё вот эта статья: Живописный натюрморт по представлению).
Я решила сама попробовать выполнить этот "диктант". Если что-то интересное получится, можно давать ученикам в изостудии такое вот проверочное задание и по результату судить, есть ли у них нужные знания.
Сделаю такое задание сама.
Ставлю сама себе условия задачи.
"Нарисовать на альбомном листе краткосрочный этюд натюрморта по представлению. Должен быть изображен кувшин красного цвета с ручкой. Рядом лежит жёлтая дыня. Предметы стоят на плоскости зелёного цвета. Фон за предметами фиолетовый. Освещение контрастное, сверху справа, свет тёплый. Время на работу - один час."
Как выглядят глиняные кувшины, представить легко. Пусть будет красная глина.
Начинаю. Сначала компоновка в формате и построение карандашом. Оси, эллипсы, предметная плоскость. Распределение света по форме предметов.
Начинаем работу акварелью, цветом.
Сначала определим первые, наиболее понятные, цветовые пятна. Размещаем их на соседствующих участках, чтобы иметь возможность сравнивать, сопоставлять, и в ходе работы корректировать заданные цвета.
Продолжаем работу, сразу, с первых мазков, учитывая влияние соседствующих предметов друг на друга в цветовых рефлексах. Например, желтая окраска дыни и зелень предметной плоскости не могут не отразиться в собственной тени кувшина. В то же время помним, что, поскольку освещение тёплое, теневая часть кувшина будет более холодной по цвету.
Основные цветовые пятна определены. Свойство акварели проникать с одного участка на другой, течь и смешиваться, не мешает, а помогает. Взаимопроникновение цветов обогащает работу оттенками и гармонизирует их.
Постараемся не упустить ни одного рефлекса, даже самого слабого. Рефлексы наиболее явно читаются на теневой части предмета, но и на освещённой они есть.
Стоит учитывать и цветовое влияние плоскостей фона друг на друга, и влияние цвета предметов на фон. (Так что краска затекает очень даже кстати).
Заполняем все белые пятна и уточняем детали.
Этюд готов. По-моему, такая учебная задача имеет право на существование.