Найти тему
Топ-топ арт

"Диктант" по живописи

В предмете рисунок ( в художественном образовании) есть определенные правила и законы, которые мы изучаем. Перспективное построение форм, тон и светотень, компоновка, штриховка и так далее. Академический рисунок - основа для обучения изобразительному искусству.

Но не только рисунок. Не менее важный предмет - живопись. Просто ещё более сложный.

Ко всем важным правилам добавляются ещё умение правильно работать с цветом. Оттенок. Связанность цвета и цветовые рефлексы. Теплохолодность светотени. Цветовая гармония и цветовая гамма.

Если вы в основном знаете обо всех этих закономерностях и правилах профессиональной работы, то ведь можно, следуя им, выполнить работу, опираясь не на натуру, а на достаточно детально сформулированное задание. То есть можно описать натуру, дать её самые важные характеристики, и написать её по всем известным правилам.

Получается такой диктант по живописи. Контрольная работа!

(Продолжит эту тему статья "Живописный этюд по правилам"

И ещё вот эта статья: Живописный натюрморт по представлению).

Я решила сама попробовать выполнить этот "диктант". Если что-то интересное получится, можно давать ученикам в изостудии такое вот проверочное задание и по результату судить, есть ли у них нужные знания.

Сделаю такое задание сама.

Ставлю сама себе условия задачи.

"Нарисовать на альбомном листе краткосрочный этюд натюрморта по представлению. Должен быть изображен кувшин красного цвета с ручкой. Рядом лежит жёлтая дыня. Предметы стоят на плоскости зелёного цвета. Фон за предметами фиолетовый. Освещение контрастное, сверху справа, свет тёплый. Время на работу - один час."

Как выглядят глиняные кувшины, представить легко. Пусть будет красная глина.

Начинаю. Сначала компоновка в формате и построение карандашом. Оси, эллипсы, предметная плоскость. Распределение света по форме предметов.

Начало работы с указанием, где какой цвет нужно сделать.
Начало работы с указанием, где какой цвет нужно сделать.

Начинаем работу акварелью, цветом.

Сначала определим первые, наиболее понятные, цветовые пятна. Размещаем их на соседствующих участках, чтобы иметь возможность сравнивать, сопоставлять, и в ходе работы корректировать заданные цвета.

Образцы окраски фона, дыни, кувшина
Образцы окраски фона, дыни, кувшина

Продолжаем работу, сразу, с первых мазков, учитывая влияние соседствующих предметов друг на друга в цветовых рефлексах. Например, желтая окраска дыни и зелень предметной плоскости не могут не отразиться в собственной тени кувшина. В то же время помним, что, поскольку освещение тёплое, теневая часть кувшина будет более холодной по цвету.

Определяем цветовые отношения.
Определяем цветовые отношения.

Основные цветовые пятна определены. Свойство акварели проникать с одного участка на другой, течь и смешиваться, не мешает, а помогает. Взаимопроникновение цветов обогащает работу оттенками и гармонизирует их.

Постараемся не упустить ни одного рефлекса, даже самого слабого. Рефлексы наиболее явно читаются на теневой части предмета, но и на освещённой они есть.

Стоит учитывать и цветовое влияние плоскостей фона друг на друга, и влияние цвета предметов на фон. (Так что краска затекает очень даже кстати).

Заполняем все белые пятна и уточняем детали.

Готовый этюд.
Готовый этюд.

Этюд готов. По-моему, такая учебная задача имеет право на существование.

-5