Найти тему
Топ-топ арт

Живописный этюд по правилам

Недавно на этом канале был опубликован пост под названием "Диктант по живописи". Я представила себе упражнение, когда даётся словесное описание натюрморта, и художник выполняет по нему живописный этюд по воображению. Думается, такая задача не представляет особой сложности для человека, знающего закономерности изображения натуры и требования к реалистической картине.

Придумала тогда для "диктанта" задачку и попробовала сама её решить, а в статье показала последовательность работы над этюдом.

А теперь я хочу немного расширить эту идею и по пунктам рассказать, какие задачи нужно последовательно выполнять во время работы над живописным изображением. Неважно, в какой красочной технике.

Специально оговорюсь, что это - лично моё представление об обучении живописи и этих самых задачах. Наверное, со мной не все и не во всём согласятся, но тем интереснее услышать другие мнения. В Дзене есть интересные и думающие художники.

Хочу повторить опыт "диктанта", но в этот раз этапы работы над картиной воспроизведу в цифровом виде.

Словесное описание нового натюрморта по представлению было бы примерно таким:

"На синей поверхности стола стоят жёлтая крупная ваза, светло-серая кружка цилиндрической формы и круглое зелёное яблоко. Освещение контрастное, тёплое, направлено сверху слева. Фон оранжевый."

Для начала нарисуем силуэты предметов, составим композицию будущего этюда. Что такое уравновешенная композиция и какие бывают типичные композиционные ошибки, читайте в статьях канала по этим темам.

Плоский "шаблон" получился вот таким. Конечно, если бы это упражнение вместе со мной выполняли другие авторы, пропорции и расположение предметов получились бы у них несколько другими. Это не очень существенно, по-моему. (Но очень интересно было бы сравнить).

Плоскостное представление натюрморта
Плоскостное представление натюрморта

Дальше я, исходя из эстетических и практических представлений, слегка изменила, уточнила основной цвет предметов. Когда для каждого пятна мы берём "открытый", максимально яркий, цвет, это, во-первых, даёт, как правило, негармоничное раздражающее глаз сочетание. А во-вторых, это не реалистично, потому что в природе существует огромное количество оттенков любого цвета, и хроматических, и приближающихся к ахроматическим. (См. соответствующую статью на канале). Будем следовать жизни.

Оранжевый чуть сдвинем к серому.

-2

Жёлтый - к светло-светло серому.

-3

И зелёный сделаем не таким "ядовитым".

-4

Все это совсем немного, изменив только оттенок. Ваза все равно осталась желтой, фон рыжий, яблоко зелёное. Синий не менялся. Но само сочетание цветов теперь более спокойное и естественное, кажется мне.

Уточнили заданные цвета
Уточнили заданные цвета

Теперь двигаемся дальше. Освещение должно быть тёплым. Значит, тени - холодные. Здесь прежде всего вспомним, как должны проходить границы тени по форме предметов. Здесь без умения правильно строить светотень в учебном рисунке не обойтись. (Подробнее - в других статьях канала, например, здесь и здесь).

Эту светотень обобщённо и цельно наносим на предметы, сделав в тени цвет каждого предмета темнее и холоднее. Падающие тени также изображаем более тёмными и холодными.

Обобщённо изображаем тени, собственные и падающие
Обобщённо изображаем тени, собственные и падающие

Теперь - время вспомнить о цветовых рефлексах. Даже если живописец не видит рефлексы явно, он о них всегда помнит. В этом одно из отличий профессионального художника от любителя.

Рефлексы - это взаимодействие цветов натуры. Все предметы отражают соседние цвета и дают своё отражение на все соседние предметы. В той или иной степени, но обязательно.

Можно почитать о цветовых рефлексах в этой статье и вот в этой.

Начнем с синего. Рефлекс от предметной плоскости на предметах.

Синий рефлекс на предметах
Синий рефлекс на предметах

Продолжим с активным оранжево-рыжим цветом фона. Фон дает рефлекс на всех предметах и на синей плоскости тоже.

Оранжевый рефлекс везде
Оранжевый рефлекс везде

Теперь определимся с цветовым влиянием предметов друг на друга. Не может не отражаться, например, в боку вазы и белизне кружки зелень яблока. И всё это взаимно. Даже на цвет фона в тени яблока падает отраженная зеленоватость.

Цветовые рефлексы предметов друг на друге
Цветовые рефлексы предметов друг на друге

Не забудем и о влиянии синего фона на оранжевый. И уточним некоторые детали и тонкие, слабо заметные, рефлексы.

Картинка закончена
Картинка закончена

В общем, картинка получилась достаточно реалистическая, убедительная. Несмотря на то, что она выполнялась без натуры, по представлению.

Это означает, что закономерности и правила в живописи существуют, и они довольно определённые. И есть критерии, по которым можно определить степень профессионализма автора.

Конечно, в любом случае, живописный этюд - это не фотография.

Но живопись и не должна быть копией натуры, даже если это фотореализм. И стилей существует множество, и художественных материалов. И, кроме того, у каждого художника свой собственный стиль, свой взгляд, своя рука.

На основе правильного построения и понимания закономерностей живописи существует огромное разнообразие авторских произведений. Для иллюстрации этой глубокой мысли я обработала полученную картинку фильтрами Фотошопа, несколько разных вариантов. Как будто это разные стили и разные авторы. И вот получилась маленькая галерея, листайте.

А настоящие учебные этюды с натюрмортов с белыми предметами, где хорошо видны цветовые рефлексы, можно посмотреть здесь.

Следующая статья из серии "диктантов по живописи" написана на тему "Как писать отражение", и она находится здесь.

Успехов вам в творчестве!

Раздел статей этого канала по методике учебного рисунка и живописи, его содержание, как и все содержание канала, можно посмотреть на моем сайте.