Недавно на этом канале был опубликован пост под названием "Диктант по живописи". Я представила себе упражнение, когда даётся словесное описание натюрморта, и художник выполняет по нему живописный этюд по воображению. Думается, такая задача не представляет особой сложности для человека, знающего закономерности изображения натуры и требования к реалистической картине.
Придумала тогда для "диктанта" задачку и попробовала сама её решить, а в статье показала последовательность работы над этюдом.
А теперь я хочу немного расширить эту идею и по пунктам рассказать, какие задачи нужно последовательно выполнять во время работы над живописным изображением. Неважно, в какой красочной технике.
Специально оговорюсь, что это - лично моё представление об обучении живописи и этих самых задачах. Наверное, со мной не все и не во всём согласятся, но тем интереснее услышать другие мнения. В Дзене есть интересные и думающие художники.
Хочу повторить опыт "диктанта", но в этот раз этапы работы над картиной воспроизведу в цифровом виде.
Словесное описание нового натюрморта по представлению было бы примерно таким:
"На синей поверхности стола стоят жёлтая крупная ваза, светло-серая кружка цилиндрической формы и круглое зелёное яблоко. Освещение контрастное, тёплое, направлено сверху слева. Фон оранжевый."
Для начала нарисуем силуэты предметов, составим композицию будущего этюда. Что такое уравновешенная композиция и какие бывают типичные композиционные ошибки, читайте в статьях канала по этим темам.
Плоский "шаблон" получился вот таким. Конечно, если бы это упражнение вместе со мной выполняли другие авторы, пропорции и расположение предметов получились бы у них несколько другими. Это не очень существенно, по-моему. (Но очень интересно было бы сравнить).
Дальше я, исходя из эстетических и практических представлений, слегка изменила, уточнила основной цвет предметов. Когда для каждого пятна мы берём "открытый", максимально яркий, цвет, это, во-первых, даёт, как правило, негармоничное раздражающее глаз сочетание. А во-вторых, это не реалистично, потому что в природе существует огромное количество оттенков любого цвета, и хроматических, и приближающихся к ахроматическим. (См. соответствующую статью на канале). Будем следовать жизни.
Оранжевый чуть сдвинем к серому.
Жёлтый - к светло-светло серому.
И зелёный сделаем не таким "ядовитым".
Все это совсем немного, изменив только оттенок. Ваза все равно осталась желтой, фон рыжий, яблоко зелёное. Синий не менялся. Но само сочетание цветов теперь более спокойное и естественное, кажется мне.
Теперь двигаемся дальше. Освещение должно быть тёплым. Значит, тени - холодные. Здесь прежде всего вспомним, как должны проходить границы тени по форме предметов. Здесь без умения правильно строить светотень в учебном рисунке не обойтись. (Подробнее - в других статьях канала, например, здесь и здесь).
Эту светотень обобщённо и цельно наносим на предметы, сделав в тени цвет каждого предмета темнее и холоднее. Падающие тени также изображаем более тёмными и холодными.
Теперь - время вспомнить о цветовых рефлексах. Даже если живописец не видит рефлексы явно, он о них всегда помнит. В этом одно из отличий профессионального художника от любителя.
Рефлексы - это взаимодействие цветов натуры. Все предметы отражают соседние цвета и дают своё отражение на все соседние предметы. В той или иной степени, но обязательно.
Можно почитать о цветовых рефлексах в этой статье и вот в этой.
Начнем с синего. Рефлекс от предметной плоскости на предметах.
Продолжим с активным оранжево-рыжим цветом фона. Фон дает рефлекс на всех предметах и на синей плоскости тоже.
Теперь определимся с цветовым влиянием предметов друг на друга. Не может не отражаться, например, в боку вазы и белизне кружки зелень яблока. И всё это взаимно. Даже на цвет фона в тени яблока падает отраженная зеленоватость.
Не забудем и о влиянии синего фона на оранжевый. И уточним некоторые детали и тонкие, слабо заметные, рефлексы.
В общем, картинка получилась достаточно реалистическая, убедительная. Несмотря на то, что она выполнялась без натуры, по представлению.
Это означает, что закономерности и правила в живописи существуют, и они довольно определённые. И есть критерии, по которым можно определить степень профессионализма автора.
Конечно, в любом случае, живописный этюд - это не фотография.
Но живопись и не должна быть копией натуры, даже если это фотореализм. И стилей существует множество, и художественных материалов. И, кроме того, у каждого художника свой собственный стиль, свой взгляд, своя рука.
На основе правильного построения и понимания закономерностей живописи существует огромное разнообразие авторских произведений. Для иллюстрации этой глубокой мысли я обработала полученную картинку фильтрами Фотошопа, несколько разных вариантов. Как будто это разные стили и разные авторы. И вот получилась маленькая галерея, листайте.
А настоящие учебные этюды с натюрмортов с белыми предметами, где хорошо видны цветовые рефлексы, можно посмотреть здесь.
Следующая статья из серии "диктантов по живописи" написана на тему "Как писать отражение", и она находится здесь.
Успехов вам в творчестве!
Раздел статей этого канала по методике учебного рисунка и живописи, его содержание, как и все содержание канала, можно посмотреть на моем сайте.