Найти тему

Литература или русский?

Литературателя-словесники преподают обычно и то, и другое, все равно есть предмет, которым им ближе.

Мне же до сих пор кажется, что я не определилась. С русским языком у меня всегда складывались ровные, спокойные отношения. С литературой — как на американских горках. Сколько себя помню, я всегда любила этот предмет больше других, но никаких особых успехов на этом поприще не достигла.

9 класс. Нужно сдать два устных экзамена, и я выбираю русский и литературу. Русский сдала на "5", литературу — на "4": плохо раскрыла тему Родины в лирике Блока.

11 класс. Готовлюсь к ЕГЭ без репетиторов. Русский сдан на 85 баллов. Литература... Я рассказывала уже эту историю, как мне попалась поэма "Кому на Руси жить хорошо", которую я не успела перечитать и проанализировать при подготовке к экзамену. 75 баллов, да.

Университет. Бакалавриат. Пишу диплом на кафедре русской литературы и рыдаю после каждого разгромного разбора моих работ: Вы, Марина, не понимаете, о чем пишет Чехов. Диплом сдала на "отлично", конечно. Вопрос — какой ценой.

В магистратуру я пошла уже на кафедру русского языка: хватит литературы, довольно. Безусловно, правки были, но работа над диссертацией проходила спокойно. На защите председателем комиссии было сказано: "Вы проделали огромную работу, которая достойна восхищения". Не передать словами, как мне было приятно это слышать.

Подготовка к урокам русского языка у меня не занимает много времени. Наверное, потому, что я чётко понимаю, куда нужно посмотреть, чтобы логично структурировать занятие.

Чтобы провести один урок литературы, мне необходимо на подготовку несколько часов. С нескрываемым восхищением я смотрю на коллег, которые могут войти в класс и начать занятие без подготовки.

Но если у меня получилось, если дети хотят слушать ещё, я чувствую себя по-настоящему счастливой! Потом ловлю себя на мысли, что урок понравился не только детям, но и МНЕ (для себя я самый строгий критик).

Пошел седьмой год работы. По-прежнему лавирую между русским языком и литературой, которая всё чаще напоминает мне синусоиду моих достижений. Когда-нибудь я обязательно пойму, кто я: русист или литературовед.