Всем мое рыжее Мяу!
Я продолжаю свой рассказ о славянских богах и сегодня у нас на очереди МАКОШЬ, единственное женское божество, статую которой поместили на главное капище в Киеве, после религиозной реформы князя Владимира.
Но что же это за богиня и почему она была так почитаема?
Давайте разбираться.
Мокошь по-другому, Мокоша, Макошь, Мокуша, по верованиям наших предков, почиталась как богиня плодородия, являлась олицетворением Матери – Сырой Земли. А по своему статусу часто приравнивалась самому Перуну.
На древних рисунках, вышивках на старинных полотенцах и рубахах Макошь обычно изображали высокой, крупной женщиной, с большой головой и длинными руками которые были или подняты вверх, что означало прошение о тепле, дожде и свете, или опущены вниз, то есть моление о хорошем урожае.
Есть предположение, что имя богини переводится как «мать хорошего урожая» или «мать благополучия».
Со временем богиню стали позиционировать и как помощницу в домашних женских делах, а также как покровительницу ремесел.
Особенно любила она прясть и ткать.
Так что порой, когда женщина от усталости, начинала дремать за прялкой, а работа каким то чудом продолжалась, то считалось, что это Макошь за бабу пряла.
Крестьянки богиню боялись, но при этом любили и уважали. Ведь если женщина была трудолюбивая, хорошая хозяйка и умелая рукодельница, то она могла рассчитывать на помощь и благословение Макоши.
В качестве подношения, представительницы прекрасной половины человечества, бросали в колодец пряжу или кудель. Этот обряд получил название «мокрида».
Днем богини была пятница. В этот день запрещалось заниматься рукоделием. А начинать какое-то важное дело было нежелательно, так как считалось, оно не сладится, будет «пятиться».
Как говорилось в одной из пословиц: «По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут».
С приходом на Русь христианства богиня соединилась в народном сознании с Параскевой Пятницей.
Как в свое время Макоше, Параскеве молились о семейном благополучии, здоровье домочадцев, дожде и урожае.
В день св. Параскевы женщины приносили в церковь разные плоды для освящения. Параскеве Пятнице часто посвящали первый сноп. Как и Мокошь, она благоволила к пряхам.
Память о Мокоши еще долго сохранялась на Руси. Даже в XVI веке священнослужители часто спрашивали, приходивших в храм женщин: «Не ходила ли еси к Мокоши?». Что означало, не обращалась ли те за помощью к богине.
Ну а на сегодня это все.
Спасибо за внимание. Если понравилось, ставим коготь вверх.
Всем солнышка и заМУРРРчательного настроения.
Уникальность текста зафиксирована на text.ru
Навигация по каналу здесь.