11 сентября 1973 года в Чили произошёл военный переворот, в результате которого демократическое правительство социалиста Альенде было свергнуто, сам он убит, а в стране на долгие годы установилась кровавая диктатура генерала Аугусто Пиночета. Последствия этой диктатуры, такие, как жёсткость карательных органов и вопиющее даже по латиноамериканским меркам неравенство, не устранены до сих пор. То, что за переворотом стояли США, было ясно с самого начала, однако прямых доказательств не хватало. Официальная позиция Белого Дома была неизменной: мы не участвовали в перевороте, а лишь поддерживали «демократическую оппозицию».
Однако опубликованный недавно сборник рассекреченных документов не оставляет камня на камне от лживой версии Вашингтона.
Одна американская неправительственная организация опубликовала сборник сенсационных документов, проливающих свет на стратегию Ричарда Никсона и Генри Киссинджера по свержению Сальвадора Альенде.
О действиях ЦРУ в Чили по дестабилизации правительства Народного единства и поддержке Вашингтоном сторонников Аугусто Пиночета во время свержения президента-социалиста Сальвадора Альенде 11 сентября 1973 года известно уже давно. Спустя год после государственного переворота газета New York Times опубликовала на первой полосе журналистское расследование Сеймура Херша о роли администрации Никсона в установлении диктатуры, за которую чилийский народ заплатил тысячами жизней погибших или «пропавших без вести», страданиями десятков тысяч замученных людей и сотен тысяч изгнанников.
Скандал, вызванный этими разоблачениями, стал поводом для первого расследования Конгрессом той роли, которую США тайно играли в событиях в Чили. Глава специально созданной комиссии сенатор Фрэнк Чёрч отметил тогда, что «природа и степень участия США в свержении демократически избранного чилийского правительства, вызывают глубокую и постоянную общественную озабоченность». Комиссия под руководством Чёрча, на основании допросов и рассекреченных документов подготовившая отчёт под названием Covert Action in Chile, 1963-1973 («Тайные действия в Чили, 1963-1973 гг»), столкнулась с препятствием в виде «административного ресурса», когда администрация Джеральда Форда отказалась предоставить ей часть документов Белого дома, касающихся вмешательства США в ситуацию в Чили.
По случаю 50-летней годовщины вступления в должность Сальвадора Альенде, неправительственная организация National Security Archive («Архив национальной безопасности»), занимающаяся защитой права на информацию, опубликовала новый сборник сенсационных документов, проливающих свет на подробности переговоров и решений, принятых Вашингтоном непосредственно до и сразу после вступления Сальвадора Альенде в должность. Эти архивные материалы, полученные из документов, рассекреченных США после ареста Аугусто Пиночета в Лондоне в 1998 году, не оставляют камня на камне от официальной версии, согласно которой роль Вашингтона якобы сводилась лишь к поддержке оппозиции во имя «защиты демократии».
В основе разговоров и совещаний, протоколы которых стали достоянием гласности, лежал навязчивый страх перед распространением левых идей. Ричард Никсон и его советник по национальной безопасности Генри Киссинджер больше всего боялись, что демократический социализм в лице Альенде и его союзников станет предметом зависти в Латинской Америке... и во всём мире. «Если (Альенде) покажет, что он может проводить марксистскую антиамериканскую политику, то и другие сделают то же самое», – с тревогой говорил президент США в телефонном разговоре в ноябре 1970 года. Киссинджер признавал: «Это отразится не только на Латинской Америке, но и на всей Европе».
Однако первоначально Никсон склонялся к стратегии разумного компромисса, а не непосредственного вмешательства. Госдепартамент США опасался международного скандала в том случае, если станет известно обо всех усилиях, предпринятых для свержения Альенде: он выступал за осторожную политику, которая ограничивалась бы поддержкой оппозиционных партий в преддверии выборов 1976 года. В то же время Управление межамериканских дел прогнозировало подъём патриотических настроений в защиту Альенде в том случае, если США публично заняли бы позицию, противоречащую «итогам демократических выборов».
Киссинджер, в свою очередь, был сторонником более агрессивного подхода, стратегии враждебности и давления, нацеленной на свержение правительства Народного единства. Твёрдо решив настаивать на своём, он использовал различные уловки, чтобы добиться переноса заседания Совета национальной безопасности, посвящённого ситуации в Чили. Киссинджер хотел прежде лично встретиться с президентом в Овальном кабинете, чтобы привлечь его на свою сторону. «Мы рискуем дождаться того, что Чили станет самым сокрушительным поражением нашей администрации, нашей Кубой образца 1972 года», – предупреждал он, называя возможный «успех марксистского правительства в Чили» серьёзной «угрозой мировому балансу» и интересам США. Его слова имели решающее значение.
6 ноября 1970 года, на следующий день после встречи Никсона и Киссинджера, Совет национальной безопасности собрался на заседание. Лишь немногие его члены знали о том, что президент отдал приказ ЦРУ тайно и, впрочем, безуспешно организовать «превентивный государственный переворот», чтобы помешать Альенде обосноваться во дворце Монеда. Госсекретарь Уильям Роджерс выступил против курса на неприкрытую агрессию. «Возможно, нам удастся убрать его и без контрпродуктивных последствий», – предположил он. Министр обороны Мелвин Лэйрд, напротив, считал, что США не должны отступать в своём стремлении «свалить» Альенде. Директор ЦРУ Ричард Хелмс обратил внимание на команду, сформированную Альенде – «боевой кабинет», выступавший за «самую радикальную политику». Никсон подытожил: «Если есть способ свергнуть Альенде, то лучше это сделать».
Три дня спустя Киссинджер распространил секретный меморандум с описанием тех методов, которые планировалось использовать для уничтожения опыта социальных перемен в условиях демократии. Вашингтон собирался сотрудничать с правительствами других стран этого региона, в частности, Бразилии и Аргентины, чтобы координировать усилия в борьбе против Альенде. Речь также шла о том, чтобы заблокировать многосторонние банковские кредиты для Чили, предложить предприятиям покинуть страну и манипулировать курсом меди во вред чилийской экономике. ЦРУ получило карт-бланш на разработку «плана действий» по подготовке к свержению Сальвадора Альенде. Таким образом, осенью 1970 года в конклавах Вашингтона «защита демократии» становилась всё больше похожей на военную диктатуру, готовую сеять ужас и смерть.